первый сайт Бардымского района | © 2003-2004, http://barda-perm.narod.ru/ | ||||
Барда |
Пермь татарлары |
||||
Главная/Пермские татары/Общество | |||||
Выступления на выездном заседании Исполкома
Всемирного конгресса татар в Перми. А.Л. Зимин (председатель Департамента образования и науки администрации Пермской области)Сложившаяся на сегодняшний день национальная структура населения области формировалась на протяжении многих веков и явилась результатом сложных взаимодействий различных этносов и культур. Совместное проживание на территории Пермской области представителей более 100 национальностей всегда отмечалось стабильностью, взаимопониманием, бесконфликтностью. Считаем, что в позитивном развитии межнациональных отношений играет роль и система образования. На 01.01.2001 года в 12 районах компактного проживания татарского, башкирского, удмуртского, марийского населения функционируют 143 национальных учреждения образования, в том числе 87 школ, 54 дошкольных учреждения, детский дом, специальная школа, в которых воспитывается и обучается около 9800 детей. Значительная часть национальных образовательных учреждений в Пермской области - это учреждения с воспитанием и обучением на татарском языке:83 школы, 236 учащихся, 49 дошкольных образовательных учреждений, 1328 воспитанников, детский дом, специальная (коррекционная) школа. Сложившаяся сеть национальных образовательных учреждений за последние годы достаточно стабильна и удовлетворяет образовательные потребности компактно проживающего татарского (48 тысяч населения, 12,3 тысячи детей дошкольного и школьного возраста) и башкирского (25 тысяч населения. 10 тысяч детей) сельского населения. Развитие системы национального образования осуществляется в контексте региональной политики в сфере межнациональных отношений. В настоящее время основой реализации этой политики является целевая комплексная Программа гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья на 1999-2003 годы. Взаимодействие с теми субъектами РФ, которые являются центрами развития соответствующих национальных культур, осуществляется на основе Соглашений о сотрудничестве в области образования между министерствами образования республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Марий Эл и Департаментом образования и науки. Целенаправленная работа осуществляется на муниципальном уровне, в районах компактного проживания татарского, башкирского, удмуртского, марийского населения на основе планов мероприятий по реализации целевой комплексной Программы. В этих документах определены цели и задачи развития национального образования в регионе, предусматривающие национальное согласие, гарантии и права народов Прикамья на образование на родном языке или изучение его как предмета. Разработанный подход к национальному образованию получил закрепление на региональном уровне в Законе Пермской области «Об образовании в Пермской области». Статья 12 регулирует отношения в сфере национального образования, хотя в федеральном законе и других документах нет определений национального образования. В нашем законе под национальным образованием понимается образование, строящееся на принципах приобщения обучающихся к ценностям национальной культуры (этническим, гуманистическим, философско-этическим, литературно-языковым и другим) с целью обеспечения возможностей для становления высокообразованного, цивилизованного носителя национальной культуры. Очень важным нам представляется закрепленное в законе понятие национального образовательного учреждения: национальным образовательным учреждением является образовательное учреждение, реализующее образовательные программы, основанные на принципе приобщения обучающихся к родной этнокультурной среде и национальным традициям, включающие изучение родного языка или учебных предметов на родном языке. Национальное образовательное учреждение открыто для интеграции различных этнокультур и стремится к формированию у воспитанников культуры межнациональных отношений. В соответствии с данным положением в учебные планы национальных школ включены национально-этнические компоненты, отражающие родной язык и родную литературу, историю народа и его культуру, устное народное творчество, специфику уклада жизни и быта, традиции. Национально-этнические компоненты включены в образовательные циклы: «Филология», «Обществознание», «Искусство», «Естествознание», факультативные занятия, а также активно используются в системе дополнительного образования учащихся. Практически в каждой школе действуют школьные музеи. Традиционно проводятся народные праздники «Сомбеля», «Навруз», «Сабантуй». Во многих школах созданы фольклорные коллективы, ансамбли, активно развиваются национальные виды спорта. В регионе установлены обязательные письменные экзамены по родному (татарскому) языку и литературе для выпускников 9 и 11-х классов национальных школ. С целью выявления и развития одаренных детей ежегодно проводятся областные олимпиады по татарскому и русскому языкам и литературе. Учащимся предоставлены условия для получения дополнительного образования по татарскому языку, литературе, искусству в областном профильном оздоровительном лагере, который ежегодно проводится на базе санатория-профилактория «Колос» в Бардымском районе. Программа лагеря направлена на укрепление здоровья детей, расширение знаний татарского языка, культуры. В лагерь приглашаются носители родного языка - артисты, композиторы, ученые, педагогические работники из Республики Татарстан. Департамент образования и науки выражает благодарность Министерству образования Республики Татарстан за оказанное содействие в организации таких встреч, а также за предоставленную возможность отдыха детей из Уинского, Кунгурского, Бардымского районов в оздоровительном лагере «Восток» в Татарстане и приглашает детей из Республики Татарстан провести летние каникулы в областном оздоровительном лагере в Бардымском районе. В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве в области образования между Министерством образования Республики Татарстан и Департаментом образования и науки ежегодно учащиеся Бардымского района принимают участие в межрегиональных олимпиадах по татарскому языку и литературе, организуемых Министерством образования Республики Татарстан в г. Казани и занимают призовые места. Активно осуществляется сотрудничество с Министерством образования Республики Татарстан в организации подготовки кадров и повышения квалификации педагогических работников. В 2001 году в учреждения высшего и среднего профессионального образования Республики Татарстан поступило 16 выпускников национальных школ Пермской области. Примечательно, что учащаяся Березниковской СШ Бардымского района зачислена в Казанский государственный педагогический университет без экзаменов как победитель конкурса «Татарский факультет - 2001», проведенный газетой «Магрифат» совместно с университетом. Департамент образования и науки считает организацию работы с педагогическими кадрами национальных образовательных учреждений области приоритетной. Дополнительная подготовка в области татарского языка и литературы на базе специальности «Преподавание в начальной школе» осуществляется на базе Осинского педагогического училища. В ноябре 1995 года в Бардымском районе при поддержке администрации района открыто представительство ПОИПКРО в целях повышения уровня профессиональной подготовки педагогов и создания единой информационной системы обмена инновационным педагогическим опытом внутри области и с другими республиками с приглашением профессорско-преподавательского состава вузов ИУУ, ИПКРО республик. В республике Татарстан только в 2000 - 2001 учебном году 15 педагогов области повысили свою квалификацию. Сложилось плодотворное сотрудничество со специалистами института непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны В.С. и Ф.Г. Дазыхановыми, которые оказывают практическую и методическую помощь в проведении районных, областных семинаров-практикумов. Экспериментальная работа — важное направление развития национального образования. С 1993 года СШ № 1 Бардымского района являлась экспериментальной площадкой департамента образования и науки по теме: «Создание модели национальной школы - гимназии в условиях двуязычия». В прошедшем учебном году школа успешно прошла процедуру аттестации и получила государственную аккредитацию в статусе гимназии. Одно из приоритетных направлений сотрудничества между Министерством образования Республики Татарстан и Департаментом образования и науки администрации Пермской области - учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Ежегодно, за счет средств областного бюджета, выделенных целевым назначением на реализацию областной комплексной Программы гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья, на основании заказов территорий, Департамент образования и науки приобретает учебники через издательство «Магариф». Можно констатировать, что в местах компактного проживания удовлетворяются потребности татарского населения в национальном образовании. Вместе с тем существует проблема приобщения к родному языку и культуре в местах дисперсного проживания, хотя оказывается содействие национальным культурным обществам в открытии и функционировании воскресных школ, кружков по изучению родного языка и национальной культуры, выделяются путевки в областной профильный лагерь с углубленным изучением татарского языка. Остается актуальной проблема качества образования в национальных сельских школах. В регионе намечен комплекс мер по решению данной проблемы, но нам требуется помощь Вашей республики в экспертизе региональных стандартов для учащихся национальных школ. Нуждаемся мы в методическом обеспечении логопедического сопровождения детей, воспитание и обучение которых осуществляется на татарском языке. Опасаемся мы перехода на латинский алфавит, что создаст существенные трудности в уже налаженных многолетних содержательных связях и контактах. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество с Министерством образования Республики Татарстан в развитии национального образования Пермской области. |
|||||
Главная/ Пермские татары/Общество | |||||
первый сайт Бардымского района |
© 2003-2004, http://barda-perm.narod.ru/
|
||||