|
День гуся - международный праздник
В Бардымском районе русских - менее 10%, остальные
жители - татары и башкиры. Из 43 школ в 35 обучение
ведется на татарском языке, в 2 - параллельно на
русском и татарском. В районном центре - селе Барда
1-я средняя школа с 1993 года является экспериментальной
площадкой. Цель эксперимента - образование детей
разных национальностей в условиях двуязычия.
Первыми поселенцами
этих мест были племена угро-финской и тюркской
группы. Оставшиеся в районе удмурты и венгры
постепенно потеряли свой язык и обычаи. Большое
влияние на жителей Притулвья - в Бардымском районе
протекает река Тулва - оказало Казанское ханство,
в культуре местного населения постепенно стали
доминировать татарские элементы. А в 1554 году,
после разгрома ханства, началась колонизация Урала
русскими. Такова краткая история
этого района.
Сегодня бардымцы тесно поддерживают связь с Татарстаном
и Башкортостаном. Из этих республик в село часто
приезжают с гастролями театры. Татарский язык
преподается по учебникам, привезенным из Казани.
15 детей поступили в этом году на конкурсной основе
в Башкирскую государственную гимназию, а многие
выпускники учатся сейчас в Татарстане. Но самое
главное, что, получив высшее образование, ребята
возвращаются в село.
В 1-й бардымской школе дети учатся хорошо. На
первом этаже на "Доске почета" висят фотографии
отличников. В прошлом году их было 38, администрация
района награждает их денежными премиями. Есть
такие, кого награждают сразу по трем "номинациям":
отличиться можно в учебе, в спорте и в факультативной
работе. Тогда сумма премии достигает аж 600-700
рублей!
Любимый предмет у ребят - информатика. В школе
есть два компьютерных класса, один из них обещали
скоро обновить. 30 тысяч "областных" рублей вот-вот
должны прийти на укрепление материальной базы,
а 100 тысяч из местного бюджета уже поступили,
на них закупили наглядные пособия для кабинета
биологии.
В декабре бардымская школа рассчитывает официально
получить статус национальной гимназии. Все надписи
в классах сделаны на двух языках. Директор Нурия
Исмагилова вспоминает, что, когда она поступила
в университет, ей было трудно привыкнуть к русской
речи. Поэтому уроки в школе ведутся на русском.
Два часа в неделю во всех классах преподается
татарский. Литература, история и культура татарского
народа появляются в расписании со II ступени.
На уроках труда девочек учат вышивать национальные
узоры и готовить "по бабушкиным" рецептам национальные
татарские блюда. В школе существует фольклорная
группа - ребята путешествуют по селам, записывают
народные песни, обряды. А на кружках хореографии
и вокала изучают не только татарские, но и башкирские,
чувашские и даже русские песни и танцы.
Но основная национальная "начинка" - это, конечно,
традиционные праздники. На одном из них мне удалось
побывать. В давние времена был на селе такой обычай.
Поздней осенью хозяева домов звали самых трудолюбивых
девушек ощипывать гусей, получить такое приглашение
считалось честью для молодых невест. После работы
девушки собирались в одном из домов на вечеринку,
к ним на огонек заходили молодые парни, дарили
подарки и загадывали загадки. По такому сценарию
в актовом зале школы и проходил этот "гусиный"
праздник. Ребята выступали в национальных костюмах
и говорили только на татарском языке, а в конце
подарили зрителям пирог с гусиным мясом. Среди
"актеров" были и русские дети, но говорили они
так же свободно - немногочисленное русское население
давно уже ассимилировалось и прекрасно говорит
на местном диалекте.
Национальные обычаи в Барде живы не только на
сцене. Молодежь с гордостью соблюдает все свадебные
ритуалы. На следующий день после свадьбы молодые
едут к родителям мужа. Свекровь встречает их у
порога с медом и маслом: чтобы жизнь была сладкой,
а жена - ласковой. Когда молодожены входят в дом,
им под ноги кладут подушку - чтоб дорога была
мягка. За невестой несут сундук с приданым: полотенца,
скатерти, рубашки, ее руками вышитые - свидетельство
высокого мастерства и терпения. Погостив у свекров,
молодая пара возвращается домой.
Дома для своих взрослых детей бардымцы начинают
строить, когда детям еще и двух лет не исполнилось.
Многодетных семей сегодня здесь очень мало, три
ребенка - это уже считается много.
За чистотой кровей в Барде никто не следит, все
национальности живут дружно, и семьи создаются
по любви, а не по национальному признаку. Посещение
загса - дело вторичное. Мужем и женой становятся
сразу после помолвки - по-татарски "никах уку".
В дом приглашают муллу для молитвы о благополучии
молодых, после этого считается, что брак совершен.
"Все эти традиции стали соблюдаться относительно
недавно. Мой муж мне говорит: "У тебя даже сундука
не было", - вспоминает директор.
По словам муфтия области Мухаммедгали Хузина,
в Прикамье около 300 тысяч жителей - мусульмане,
и почти все они верующие. Однако не стоит пугаться
- в этом регионе ваххабизм "не пройдет". С православными
соседями татары и башкиры живут очень мирно. В
Барде на закладку первого камня мечети приходит
батюшка, а на освещение церкви - имам района.
Евгений ЛОГИНОВ
Статфакт
Этническая структура населения региона сегодня
такова:
русские - 83,9%, татары - 4,9%, башкиры - 1,9,
удмурты - 1,1%, немцы - 0,5%, марийцы - 0,2%,
евреи - 0,2%. На территории Пермской области также
проживают украинцы, белорусы, чуваши, поляки -
в общей сложности более 100 национальностей. В
12 районах тесного проживания татаро-башкирского,
удмуртского, марийского населения работают 145
национальных учреждений образования.
Информационный сайт "Учительской газеты"
|
|