первый сайт Бардымского района © 2003, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Пермь татарлары

Главная/Пермь татарлары/

Материалы из книги:
Д.Б. Рамазановой "К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОВОРА ПЕРМСКИХ ТАТАР"

ВВЕДЕНИЕ

По материалам Всесоюзной переписи 1979 года татар в Пермской области насчитывается 157 726 человек, Они расселены островками среди русских, марийцев, удмуртов и других в южных районах области, в основном по бассейнам рек Тулвы (Бардымский район), Мулянки (Пермский район), Ирени (Октябрьский, Ордынский районы), Сылвы (Суксунский, Усть-Кишертский районы) и ее притоков Шаквы (Березовский район) и Бырмы (Кунгурский район) и др.
Татары Пермской области делят сами себя на две группы: гайнинцы (гэйнэ ягы - гайнинская сторона) и кунгурцы {Конгер татарлары, - кунгурская сторона), хотя гайнинцы не приемлят названия гайнинцы. Такое разделение, естественно, связано с историей формирования татар Пермской области, т. е. имеет под собой историческую почву.
После падения Казанского ханства и с постепенным присоединением бывших под протекторатом этого ханства земель к Русскому государству, предки современных пермских татар оказались разделенными на две административные единицы. Первая из них возникла в связи с основанием г. Кунгура (1648 г.) и образованием в Пермском крае Кунгурского уезда, который охватывал почти всю территорию края, заселенную татарами (см., например, Шишонко, 1872). В Кунгурский уезд входили все вышеуказанные поречья за исключением нижнего течения и левобережья реки Тулвы (как сообщают писцовые книги от 1623/24 года, кунгурцы занимали и небольшую часть поречья Тулвы: В. Шишонко. Там же). Кунгурская часть татар, после установления в крае власти Русского государства, ясак платила в город Чердын, потом в город Верхотурье. Уезд был разделен на 4 четверти: Карьевскую, Шаквинскую, Верхиренскую и Сылвинскую. В архивных источниках и исторической литературе такие названия, как иренские татары, сылвинские татары, карьевские татары, кунгурские татары, шаквинские татары и т. д. фигурируют вплоть до начала XX века.
Возникновение второй административной единицы и включение в нее части предков нынешних пермских татар, связано с падением Казанского ханства и образованием в 1568 году Уфимского края, именованного Башкирией. На северо-западе территория этой административной единицы-Башкирии охватывала и "Беловоложскую землю", т. е. бассейн реки Белой в пределах ее нижнего течения. Как известно, "Беловоложская земля" в русских источниках до XVII в. фигурировала как отдельная единица, наряду с такими делениями, как "Башкирские улусы", "Орды Нагайская" и др. Данный регион постоянно находился под влиянием поволжских татар и сохранял свое постоянство по территориально-административной принадлежности: Булгарскому государству, далее Казанскому ханству (Дмитриев, I; Шпилевский: 159; Смирнов, 1938; 1951; 1952; 1957: 99; Руденко, 1955: 31; История, 1937; Греков, Калинин, 1948: 102; Усманов, 1960; Мажитов, 1971: 15; Халиков, 1971: 34; Кузеев, 1974: 408, 482 и др.).
После падения Казанского ханства "стало возможным присоединение к Русскому государству всего Западного Урала" (История, 1976:45), и бассейн нижнего течения р. Белой в пределах традиционных границ, т. е. включая и пригород Казани (город Оса), оказывается в ведении Казанского приказа (ЦГАДА, ф. 1209, on. I, кн. 153) и далее-до 1728 года - как часть Уфимской провинции, находится в составе Казанской губернии (История, 1937: 487).
Тем самым, татар, оказавшихся в ведомстве г. Осы в составе Уфимской провинции, со II половины XVI в. коснулись все законы, принятые ведомством к исполнению всем населением Уфимского края. В то же время законы эти отличались от принятых их соплеменниками в Кунгурском крае.
Татары, оказавшиеся в составе Кунгурского уезда, были ясачными крестьянами, за ними прочно укрепилось название ясачные татары. А татары, оказавшиеся в ведомстве г. Осы, позже в составе административной единицы Башкирии, были наделены, как и местное тюркское население Башкирии, вотчинными правами. На них, как и на все местное население, распространялось сословное название "башкиры". Употребление слова "башкиры" относительно привилегированного сословия способствовало еще более устойчивому противопоставлению кунгурских татар осинским "башкирам" (Литературу вопроса см.: МТД, 3: 92 и далее; Рахматуллин, 1981: 7; Рамазанова, 1980; 1984; 1985).
Таким образом, в течение длительного времени пермские татары оказались разделенными на две группы, находясь в ведении различных административных центров, значительно отличающихся друг от друга по своему положению. В деловых документах, отсюда и в различных работах справочного и различного другого характера, всегда пермские татары оказывались разделенными на две группы, т. к. изучение хозяйственных, экономических и других данных велось по административным единицам (см., например, многочисленные "Списки населенных мест..."; такие работы, как "Россия", 1914; Мозель, 1864; Попов, ч. III, 1813 и мн. др.). Эти две административные единицы отличались между собой способом управления со стороны царского правительства и характером общественных отношений. Все это в совокупности привело к утверждению в исторической литературе различного отношения к этим двум группам, отразилось в определенной степени и в самосознании самих пермских татар.
О выделении подговоров. Эти же события послужили исторической предпосылкой для возникновения и формирования у исследуемого говора подговоров. Раздельное существование (1. Тулвинская, потом Гайнинская, волость Осинской дороги; 2. Кунгурский уезд Чердынской, потом Вятской провинции, далее Пермской губернии) продолжалось в течение нескольких столетий. В результате выделились бардымский подговор и кунгурская группа подговоров.
Как известно по письменным источникам, уже в середине XVII в. кунгурская группа пермских татар была разделена на четыре четверти. С территорией этих четвертей и совпадают пределы распространения выявленных подговоров: карьевский, шаквинский, сылвинский, верхиренский.
Муллинский подговор включает в себя нас.пп. Верхнемуллинского и Пермского районов. Деревни Кояново и Янычи Пермского района в материалах XVII в. фигурируют в составе Кунгурского уезда. Однако потом они оказались в Осинском уезде и дер. Кояново совместно с дер. Башкултаево составляли Мул-Гайнинский род (по делению П. И. Рычкова). Необходимо в связи с этим указать, что в то время названия административных единиц воспринимались и как родовые деления. Дер. Башкултаево в письменных документах до XIX в. называется Шигирко-Култаево или Шакиро-Култаево. Население его состояло в башкирском сословии. В начале XX в. слово Шакиро изменилось в башкиро.
По языковым особенностям они имеют и свои специфичные черты и еще локальные черты, сближающие их с бардымским подговором.
В настоящее время пермские татары расселены отдельными островками по бассейнам рек Тулвы, Ирени и их притоков. Это, в свою очередь, приводит к ослаблению культурно-экономических и др. связей между ними и возникновению в них тенденции к самостоятельному развитию. В то же время, жители разных районов области общаются с татарами различных областей. Например, Дж. Валиди в свое время отметил, что нукратские татары имели торговые и культурные связи с татарами города Перми и его окрестностей, чему способствовало наличие такого удобного пути, как р. Кама (Валиди: 143). При исследовании же нами установлено, что говор деревень окрестностей Перми (муллинский, в определенной мере, и шаквинский подговор) по некоторым особенностям отличаются от говоров других локальных групп, сближаясь в то же время с говором нукратских татар.
Наличие локальных диалектизмов, позволяющих выделить подговоры, может быть связано и с процессами субстратного характера, или же может случалось и так, что при заселении разных районов преобладали выходцы разных областей.
Подговоры выделены нами также и на основании того, что они различаются между собой не только наличием или отсутствием отдельных особенностей, характерных для всего говора, но и своеобразным сочетанием их на данной небольшой территории. Например, бардымский подговор по некоторым особенностям проявляет общность с сылвинским подговором, однако эти общие с бардымским подговором особенности последнего выступают в сочетании с особенностями, характеризующими третий - верхиренский подговор, и так далее.
Подговоры характеризуются также и отличиями в области лексики.
Подговоры отличаются также употреблением различных синонимов слов, выражающих перевязь, отруби, шиповник, зарницу, сабантуй, сороконожку и др.
Таким образом, выделение подговоров в говоре пермских татар проведено нами на основании территориально-лингвистического принципа, с учетом также и самосознания местного населения.
Из истории изучения говора. Он стал предметом наблюдений еще в досоветское время. Первые суждения о языке "башкир" Пермского и Осинского уездов содержатся в "Историко-географическом описании Пермской губернии, сочиненном для атласа 1800 года": "...говорят своим языком, которой столько сходствует с татарским, что почти неможно сказать, чтоб оныя были два особливыя языка: ибо только некоторые в оных слова разнствуют отличным произношением, так, например, один по башкирски бер, по татарски брав, два по башкирски ики, по татарски икав, семь по башкирски зита, по-татарски зида, девять по башкирски тогись, по татарски токуз (вариант с глухим серединным согласным характерен для мишарского диалекта, представители которого часто оказывались в роли информаторов - Д. Р.). Напротив того, большая часть слов как у тех, так и у других равно произносятся: отца те и другие называют атай и проч., для сего башкиры и татары, неучась, одни языки других могут говорить между собою. Из всего сего видно, что татара одного происхождения с башкирцами, что неменьше доказывается сходством их лиц, нравов, обычаев и проч." (§ 37).
Первым ученым, который оставил интересные и в то же время верные наблюдения над языком пермских татар, был ученый-ориенталист А. Г. Бессонов. Он рассматривал татарские "наречия" в порядке степени близости их к казанско-татарскому наречию и говор пермских татар поставил на второе место, т.е. после наречия тептярей. А. Г. Бессонов приводит некоторые соответствия звуков, перечисляет древние названия дней недели, до сих пор продолжающие бытовать в их наречии (Бессонов: 232-233). Таким образом, еще в конце XIX в. было высказано довольно точное определение о месте говора пермских татар в диалектной системе татарского языка. Эти выводы подтверждаются и нашими материалами.
В 20-е годы некоторые наблюдения над татарскими говорами оставил Дж. Валиди, который сделал первую попытку классифицировать татарские диалекты. Он выделяет в татарском языке три диалекта: казанский, мишарский и урало-уфимский. В последний он, видимо, включает и говор пермских татар (1927: 50-64).
В 40-50-е годы ведется значительная работа по выявлению и изучению татарских говоров Л. Заляем. В статье "Татар телендэ диалектлар" он, дальше развивая предыдущую классификацию, урало-уфимский диалект делит на два: 1) Тымытык и близлежащие к нему районы и 2) тобольские татары. Во второй группе рассматриваются бардымские татары (вернее часть татар Пермской области-Д. Р.), приводятся некоторые диалектизмы их говора (Жэлэй, 1938).
В следующей своей работе Л. Заляй уделяет больше внимания интересующему нас говору. В разделе "Язык уральских татар" приводятся отдельные особенности "говора бардымских татар". На основе своих первичных наблюдений, учитывая также и то, что в нем имеются черты, общие как с мишарским (западным - по терминологии автора), так и со средним диалектом, автор сделал вывод, что говор бардымских татар представляет собой междиалектный говор (Жэлэй, 1947: 118). Автор располагал весьма скудным материалом.
Одной из первых работ, посвященных специальному исследованию говора пермских татар, является кандидатская диссертация Д. М. Сарманаевой на тему "Диалектальные особенности говора среднеуральских татар" (Казан, 1948, на тат. яз.). В ней рассмотрены особенности говора татар Бардымского, Уинского, Чернушкинского, Шучье-Озерского (ныне Октябрьского), Верхне-муллинского (ныне Пермского) районов Пермской и Красноуфимского, Манчажского районов Свердловской (ныне Екатеринбургской) областей. Татары, живущие в этих районах, Д. М. Сарманаевой названы средне-уральскими (Урта Урал) татарами; автором приводится большой материал по их истории, этнографии. Д. М. Сарманаева, описав фонетические, морфологические, синтаксические и некоторые лексические особенности, выделяет на исследованной ею территории три говора: бардымский говор среднего, уинский говор западного диалектов и красноуфимско-манчажский междиалектный говор. В диссертации имеется приложение, содержащее сказки, песни, фразеологизмы и др.
Диссертационная работа Д. М. Сарманаевой представляет .собой определенный вклад в татарскую диалектологию своего времени. В ней впервые введен в научный оборот ряд ведущих особенностей данного говора.
С точки зрения сегодняшнего состояния татарской диалектологии в работе имеются некоторые недочеты: охвачены не все районы проживания татар как в Пермской, так и в Екатеринбургской областях, о чем отметила и сама автор; значительное число особенностей указанных говоров осталось вне поля зрения автора; все это было обусловлено методом ее исследования (индивидуально-монографичесним).
Изучение же этих говоров методом лингвистической географии показало, что совокупность выявленных особенностей, их география распространения не позволяют, однако, согласиться с выводами (в частности, о выделении трех говоров в изученном ею ареале) Д. М. Сарманаевой.
В ходе дальнейших исследований говора данной группы татар определилось окончательно место его и под названием "говор уральских татар" он был отнесен к. среднему диалекту (Бурганова, Махмутова, 1962: 13). Справедливость этих выводов подтвердилась и лингво-географическими исследованиями.
Таким образом, говор тюркоязычных населенных пунктов Пермской области неоднократно привлекал внимание ученых, их говор в лингвистической литературе известен под названиями гайнинский говор, говор бардымских (среднеуральских, уральских, пермских) татар и единодушно рассматривается в диалектной системе татарского языка.
Справедливость этого мнения нашло полное подтверждение и в наших исследованиях методом лингвистической географии, что отражено и в "Атласе татарских народных говоров Среднего Поволжья и Приуралья" (Казань, 1989).
История изучения говоров пермских татар включает в себя и такой важный факт, как отношение к данному говору башкирских лингвистов. До 70-х годов говор в системе диалектов башкирского языка не рассматривался (Баишев, 1955; Бhh, 1: 1967). В последние годы говор татароязычного населения современного Бардымского района (т. е. говор части пермских татар) рассматривается в составе южного диалекта башкирского языка под названием гайнинский говор (Бhh, II, 1970: 11; Максютова, 1976: 14 и др.).
Объективный подход к собранным на основе "Программы по собиранию материалов для диалектологического атласа татарского языка" материалам и записям образцов текстов на магнитную ленту (часть которых опубликована, см.: МТД, 3, 1974: 214-219; 5, 1983: 96-103) позволяет не согласиться с таким мнением.
Материалы четко свидетельствуют об отсутствии в говоре пермских татар специфичных черт башкирского языка.
Кроме того, ведущие признаки говора обнаруживаются на всей территории его распространения, т.е., говор в основе своей един. Выявленные особенности, имеющие локальное распространение, не охватывают всю грамматическую категорию или встречаются не во всех словах, и т. д., т. е. могут послужить обоснованием для выделения в составе говора пермских татар лишь подговоров (Бурганова, Махмутова, 1962: 9-10).
Анализ большого фактического материала по говору пермских татар и сравнение его с другими диалектами и говорами татарского языка, также и другими тюркскими языками, а также учет особенностей материальной и духовной культуры и самосознания носителей говора дают полное основание утверждать, что говор тюркского населения Пермской области есть один из говоров татарского языка. По составу фонем, характеру оформления грамматических показателей, основному словарному фонду он является татарским. Говору присущи татарская терминология родства, татарские названия одежды, кушаний, домашней утвари, злаков, трав и др. При этом, по своим ведущим особенностям он относится к среднему диалекту татарского языка, являющемуся опорным диалектом татарского литературного языка (Заляй, 1958: 36-50; Современный, 1969: 6).

Главная/Пермь татарлары/
первый сайт Бардымского района
© 2003, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz