Социально-экономическое положение татар края до революции
1. Сельское хозяйство.
Пермские татары раньше других перешли к земледелию и к
оседлой жизни. В XVII веке они занимались заготовкой леса, его сплавом,
охотой, дегтярством, пчеловодством, животноводством, заготовкой из липы
мочалы, ивовой коры. С переходом на оседлую жизнь они больше стали заниматься
земледелием. Для расширения пахотных земель они сжигали леса, в первый
год сеяли на золу репу, затем расчищали участок и сеяли рожь. Преобладало
двухполье, лишь в начале XX века внедрилась трехпольная система обработки
полей. Каждое селение огораживало поле на десятки километров, а скот пасся
свободно.
Каждый хозяин делал своему скоту свое клеймо, тавро (тамга).
Из основных культур были рожь и овёс. Пшеницу и ячмень сеяли немного.
Не было ни полевого, ни лугового травосеяния. Многие хозяйства сеяли лён,
волокно которого обрабатывалось и использовалось в пошиве верхней и нижней
домотканой одежды. Только в 1903 году зажиточные крестьяне, кулаки начали
сеять клевер и тимофеевку.
Огородничество вплоть до первой мировой войны было развито слабо: сажали
картофель на небольшую грядку, а лук, чеснок, морковь и свеклу вообще
не садили.
Единственной тягловой силой, незаменимым источником, поддерживающим семью,
была лошадь, а конина являлась одним из основных продуктов питания.
Низка была техническая оснащённость сельского хозяйства. Пахали сохой
русского образца, бороны были деревянные с железными зубьями, сеяли вручную.
Убирали урожай серпами, обмолачивали цепами.
Большинство крестьян не могли использовать сложные сельхозмашины. Кулаки,
зажиточные крестьяне стали приобретать конные сельхозмашины-жнейки, привезенные
из Германии с завода Штейн-Гарт, молотилки Саранского и Осинского заводов
Чухланцева, также сортировки и веялки.
Если в некоторых деревнях сеяли на одно хозяйство лишь 1-2 десятины, а
в таком, как Ишимово, более 12,7 десятин.
Со временем в производстве зерна татары добились значительных успехов.
С ростом производства зерна, развивалась и его переработка.
В каждой деревне были по 2-3 мельницы.
Скотоводство находилось в самой тесной связи с полеводством и во многом
зависело от урожайности сельхозкультур. Скот в основном держали для удовлетворения
своих потребностей в мясе, молочных продуктах, шерсти (из которой валяли
валенки, вязали варежки, шерстяные чулки - тула чолка), выделывали из
шкур овчины. Держали гусей и уток, которые кроме мяса давали пух для подушек
(мендер, ястык).
Крупный рогатый скот был малорослый и малопродуктивный, лошади у татар
были низкорослые, но выносливые. Как пишет А.И.Овчинников, побывавший
в Притулвье: "Башкиры вывели такую породу скота, коров и лошадей,
которые в засушливые годы успешно перезимовывали на одной соломе, в то
время как скот русских соседей не выдерживал, в большом количестве погибал."
Сельское хозяйство не имело специалистов. До революции в районе было лишь
2 агронома и один зооветфельдшер.
Результаты сельскохозяйственного труда не обеспечивали жизненные потребности
основной массы крестьян, поэтому многие из них были вынуждены искать дополнительные
заработки. Некоторые батрачили у зажиточных односельчан, в соседних русских
деревнях нанимались на строительство, уборку зерновых, на сенокос.
Некоторые занимались плетением лаптей, кулеткачеством и т.д. В целом 40%
населения занималось подсобным промыслом: производством кулей, рогожи,
циновок, лаптей.
Развитие промышленности и торговли в Притулвье углубило классовое расслоение.
Сотни крестьян в поисках хлеба насущного, заколотив дома, уходили на заработки.
2. Состояние образования
Слабо было развито и образование. Причиной
такого положения была великодержавно-шовинистическая политика царизма.
Царское правительство не интересовалось развитием национального просвещения
и культуры. Только за счет населения была организована учеба детей национальных
меньшинств.
В Притулвье в 1900 году было 54 мечети, в них служили 85 мулл и 52 муэдзина,
4 церкви и десятки священнослужителей, 5 медресе (в Барде, Куземьярове,
Таныпе, Елпачихе и Султанае). В 1903 году при мечетях организовались 30
медресе. Это были кадимисткие (схоластические) учебные заведения, дающие
кроме учения чтения и письму в основном только религиозные знания. В отличие
от них, Султанаевское медресе, открытое миллионером Гата-хазрет Мансуровым
в 1892 году, готовило более грамотных мулл современного типа. При медресе
была своя библиотека, выписывались из Казани газеты и журналы. В отличие
от других, кадимистских медресе, здесь преподавались такие предметы как
математика, география и другие. В Султанаевском медресе учился в свое
время дед поэта Габдуллы Тукая - Зинатулла Амиров. Здесь обучались свыше
500 шакирдов (учеников). Окончившие это медресе впоследствии принимали
активное участие общественной жизни, некоторые участвовали в Октябрьской
революции, в гражданской войне, работали учителями, руководителями советских
и хозяйственных органов. В результате переписи Осинская земская управа
нашла возможность открыть в Притулвье школы и найти учителей. 11 января
1876 года в деревне Танып Сарашевской волости и 19 февраля 1876 г. в деревне
Куземярово Елпачихинской волости открылись первые школы. По рекомендации
инспектора Оренбургского учебного округа учителями определены воспитанники
Уфимской гимназии IV класса Шагихуррам Зиянгулов и Нурутдин Хабзетдинов.
В 1886-1887 гг. открываются русско-башкирские школы в деревнях Елпачиха
и Краснояр, русская школа в Шермейке ;
1892 г. - Печменская трехклассная церковноприходская школа, 1897 году
в Барде - школа для мальчиков.
В 1910 году в Султанае открывается медресе для девочек. Здесь работает
учителем писатель, автор книги "Урал баласы" Карим Амири, в
Таныпском медресе учится будущий просветитель, поэт Гали Чокрый. В 1913
году при Султанаевском медресе открывается русская школа. Преподавателем
в 1 классе был Султан Мухетдинов, во втором классе - будущий поэт Сагит
Сунчаляй. В 1913 году по настоянию земства в Притулвье при Елпачихинской,
Красноярской, Сарашевской и Шермейской волостях были открыты 7 русско-татарских
и 3 русских земских школ, в которых учились более 200 ребят. Детей учили
письму, счету, Корану или закону божьему. В них работали учителя со средним
образованием: Мустафин Латыйф в Березниках, Байкиев Гата и Адутов Хаким
в Елпачихе, Самигулла и его дочь Райхана Шафеевы в Краснояре, Сагит и
Шариф Сунчаляевы в Сарашах, Амиров Хаким в Аклушах. Школы имели свои небольшие
библиотеки, выписывали газеты и журналы.
3. Здравоохранение
Здравоохранение оставалось на низком
уровне, различные инфекционные заболевания косили людей.
25 сентября 1871 года в Краснояре открывается лечебница, "при которой
был поставлен лекарь Кучумов и снабжен медикаментами".
В 1900 году население тулвинского бассейна начало обслуживаться фельдшером
из Большой Усы. Он приезжал на 2 дня в неделю. Земская больница была открыта
и в Аряже, куда были прикреплены Бардымская, Елпачихинская, Сарашевская
волости.
В 1902 году в Барде на частной квартире был открыт фельдшерский пункт.
Сначала фельдшером работал Петр Перменников, потом Болотов.
Только в 1912 году в Барде было построено здание больницы на 8 коек, работал
один врач, при больнице была небольшая аптека.
Несмотря на открытие больницы, население не часто обращалось туда, в основном
крестьяне лечились у мулл, знахарей.
4. Быт гайнинцев
Быт и культура тулвинских татар отличаются
от жизни других народов. Вплоть до Октябрьской революции не было ни одного
клуба, ни одной избы-читальни. Лишь при школах были небольшие библиотеки.
Дома татар представляли собой четырехстенную крытую тесом избу с русской
печью, занимающую 1/4 часть дома, двумя нарами (саке) - одна стояла у
дверей, вторая вдоль передней стены. На нарах (саке) не только спали,
но их использовали и при работе по дому. На саке к стене ставили сундук,
а на нем были сложены подушки, ястык, одеяла и матрацы. В дальнейшем в
быт вошли столы и скамейки. Для разделения кухни использовали занавеску
(чаршау), которая при присутствии чужих мужчин опускалась. Основным украшением
дома было полотенце, вышитое орнаментом, под потолком для красоты вешали
узкую ситцевую занавеску. Дома в основном были небольшие, с двумя окнами,
а подполье было довольно высоким. При дворе были небольшой амбар, баня,
навес, конюшня с пристройками, в основном крытые соломой. Некоторые дома
также были крыты соломой и лубком. Только зажиточные крестьяне имели,
большие пятистенные двухэтажные дома с железной крышей.
Одежда притулвинских татар в основном была заимствована у других народов,
но в одежде было также типичное только для них. Это верхняя демисезонная
одежда, суконный чекмень, чыба, сшитая из специально вытканного холста,
в талию, без подкладки, с открытым воротом, под азиатский халат. Чыба
в основном предназначалась для работы и подпоясывалась в два обхвата кушаком
(билбау) из хлопчатобумажной ткани. У бедняков она служила и выходной
одеждой. У женщин чыба так-же была сшита из холста, но орнамент был другой.
Выбирался волостной старшина. Он не
мог принимать решения самостоятельно - фактически управлял делами писарь,
ставленник уездных властей, в основном писарями служили мишары (мещеряки).
Наблюдения за политической надежностью поручались уряднику и стражнику.
В деревнях выбирались старосты, десятники, сотские и сотники, которые
наблюдали за порядком. Им было дано право избить палкой тех, у кого неисправна
изгородь поля, На сходах по обсужденным вопросам решения принимались не
голосованием, а криком: согласны ли? И люди кричали "согласны"
или "несогласны".
Записи актов рождения ребенка, женитьбы и другие семейные дела решал мулла,
он же вел и записи метрик.
Народ Притулвья, как и другие мусульмане аккуратно соблюдал все религиозные
праздники. Отмечали Курбан байрам - праздник жертвоприношения, Ураза байрам
- день окончания поста, Маулит байрам - день рождения пророка Мухаммеда.
А такие праздники, как Гашура байрам, новогодний праздник, Хизрат кичасы,
Миграж кичасы, Кадер кичасы, Гарафа коне широко не отмечались. Соблюдались
каноны - пятницы (жомга кен - день недели считался праздничным, священным.
Все мусульмане, собравшись, читали намаз. В пятницу не лось работать,
в особенности выполнять грязные работы - стирка белья и т.д).
Основой питания населения исстари был ржаной хлеб Блюда готовили в основном
с мясом, суп бедняки заправляли картофелем, лапшой, весной и летом суп
варили без мяса, сдабривали маслом, ели с хлебом, также пекли пироги,
перемячи, беляши. Пшеничный (особенно белый) хлеб считался роскошью. В
питание больше употреблялось продукты животноводства: соленое мясо, конина,
завяленная на лето кусками, в форме колбасы (каксы), молоко, из которого
изготовлялись такие продукты, как катык (кислое молоко), созма (сюзьма),
корт (сушеный красный творог), эремчек (творог) и т.д. Национальными блюдами
считались чак-чак, баурсак, губадия.
По мере подъема уровня жизни и культуры менялись и питание и методы хозяйствования.
Кроме ржи, овса и льна начали сеять пшеницу, крупяные культуры (горох,
гречу, чечевицу, ячмень).
Большое влияние на развитие производства, культуры и быта оказали соседи,
русские. Особо важное место в развитии жизни башкир занимали татары. Это
приезжие муллы, учителя, ремесленники: портные, кузнецы и другие.
Конец XIX - начало XX века были периодом расцвета торгового капитала.
5. Развитие промышленности
и торговли.
Процесс капиталистического развития
расшатывает устои натурального хозяйства, появляются купцы, оживляется
торговля. За счет этого усиливается приток пришлого населения в Притулвье.
Появляются "кырык тартмачы" - мелкие торговцы "коробейники".
В основном торговля была в руках крупных торговцев, как Гадельгарай Амирханов,
Вахитов, Исхаков, Мазитов. Открыли свои магазины Ахмадеевы, Мансуровы.
Мухаметшин Зиннур имел свои магазины в Осе, Барде, Сарашах.
Возникают промышленные предприятия. В 1895 году Осинский купец строит
в устье р.Барда крупорушку и откормочный пункт скота. Алапанов Давлятша
с сыновьями Ахметзяном и Рахимзяном в д.1 Краснояр в 1907 году открыли
кожевенный завод, а в 1914 году он организовал обувную фабрику с числом
рабочих до 200 человек и пошив сапог для воевавшей царской армии.
Крупным коммерсантом, промышленником, торговцем и вверенным лицом царской
власти стал Гата-хазрет Мансуров. пч построил в устье реки Ашап вальцовую
мукомольную мельницу производил белую муку. Также между Усть-Ашапом и
Тюндюком имел пятиэтажный солодовый завод. Он имел свои магазины в Осе,
Перми, Красноуфимске, Ирбите, Бирске, в деревнях Константиновка, Султанай,
Сараши, Бикбарда. В Осе у него была чаеразвесочная фабрика. В 1914 году
Гата Мансуров разорился, все имущество было распродано с молотка. Также
крупными купцами были Кариев Абубакир (Султанай), Хузян Хаджи (Березники),
Курбангалиев Муллазян (Барда).
Большую роль в жизни населения играли базары. Особенно большую славу имели
базары в Барде и Сарашах, сюда приезжали со всего округа. Базары также
действовали в деревнях Аклуши, Уймуж, Акбаш, Бичурино, ярмарки - в Печмени,
Куштамаке.
В 1865 году в России было создано министерство почт и телеграфов. Осинская
уездная земская управа почтальоном Елпачихинской волости утвердила жителя
д.Елпачихи Адыя Искандарова. На Елпачихинской почтовой станции содержалось
30 лошадей, имелись кибитки, сани и телеги. Он возил на лошади с колокольчиками
из Осы в Елпачиху почту с письмами, деньгами, документами из губернии,
уезда. Его сопровождал караул. Почту возили один раз в неделю, в любую
погоду: в метель и дождь, холод и распутицу. Почта была небольшая, т.к.
многие не умели писать и читать. Чтобы отправить почту, из деревни должны
были ехать в Елпачиху. Проходило время, Адый Искандаров ушел.
Вместо него почтальоном стал его близкий родственник Растим Тюмисов. Сюда
же почту доставляли из Шермейки. В 1887 году построена телеграфная линия
Оса-Бикбарда через Барду с отводом в д.Султанай к Гате-хазрет Мансурову.
|
|