|
Культурная и образовательная политика
как фактор современных этнических процессов
(на примере тулвинских татар и башкир)
А.А.Плюхин,
г. Пермь
Бардымский район Пермской области - ареал расселения тулвинских татар
и башкир, обособленной этнической общности, исторически сложившейся в
процессе тесных межэтнических контактов башкир племени гэйнэ, казанских
татар, при участии финно-угорской компоненты. В настоящее время процесс
этнической консолидации в среде тулвинских татар и башкир не завершен,
что является причиной двойственного этнического самосознания коренного
населения. В связи с этим весьма актуальной представляется задача проследить
основные тенденции к изменению структуры этнической самоидентификации
тулвинских татар и башкир, выявить основные факторы, влияющие на процесс
консолидации этнической группы под одним из этнонимов: татар или башкир.
Одним из таких факторов, несомненно, является культурная и образовательная
политика, проводимая в регионе.
По данным переписи 1989 года башкирами в Бардымском районе себя считали
85,1% населения против 5%, записавшихся татарами. Однако эти цифры не
вполне корректны. Дело в том, что родным языком тулвинских татар и башкир
является татарский язык, вернее, его местный диалект, исторически сложившийся
в ходе этнокультурного взаимодействия казанских татар и башкир гэйнэ.
В настоящее время язык является важным фактором двойственного самосознания
и, в известной степени, бикультурализма, часто беря на себя роль главного
этнического идентификатора. Исходя из данных переписи 1989 года из 24
952 башкир 24 467 считали своим родным языком татарский язык. Поэтому
во время полевых экспедиций в Бардымский район нередко приходилось сталкиваться
с такой ситуацией, когда на вопрос: "Какой Вы национальности?",
следовал ответ: "Я татарка, хотя по паспорту башкирка".
Особую роль в процессе изменения структуры этнической самоидентификации
играет национальная интеллигенция. С одной стороны, она основной носитель
башкирского самосознания и самоназвания. Ведь она включает в себя людей
с высшим и средним специальным образованием, приобщенных к письменной
истории края. С другой стороны, именно местная интеллигенция является
проводником литературного татарского языка (все более вытесняющего местный
его диалект), татарской городской культуры. Многие местные учителя, чиновники,
технические специалисты получили образование в Казани. Во многом именно
с деятельностью местной интеллигенции связано растущее культурное влияние
Татарстана: на территорию Бардымского района вещает радио Республики Татарстан,
большой популярностью пользуется татарская эстрада. Мощным фактором воздействия
на трансформацию национального самосознания является широкое распространение
татарской исторической публицистики, в том числе и откровенно националистической
и пантюркистской по своему содержанию, ориентированной в первую очередь
на молодого читателя. В сфере образования применяются учебные пособия,
выпущенные в Казани. В Татарстане повышают свою квалификацию учителя татарского
языка, литературы. В Республику Татарстан на слеты татарской молодежи
делегируются старшие школьники, учащиеся средних специальных учебных заведений,
студенты.
Нужно отметить, что казанские издательства занимаются выпуском учебной
литературы, очень чутко реагируют на требования времени, смену политической
ситуации.
Методические пособия работникам сельских клубов тоже часто поступают из
Казани, что нередко приводит к досадным перегибам: под влиянием клубов
местная фольклорная традиция вытесняется заимствованиями из поволжско-татарской
(хотя, к счастью, далеко не везде).
Таким образом, местная интеллигенция объективно способствует консолидации
этнокультурной группы тулвинских татар и башкир под этнонимом татар.
Культурная экспансия Татарстана осуществляется не только опосредованно,
через местную интеллигенцию, печать, современные средства коммуникации,
но и напрямую. Институтом истории, языка и литературы Татарстана проводились
комплексные научные экспедиции в Бардымский район Пермской области, одной
из задач которых было проведение разъяснительной работы среди местного
населения. Выступая с лекциями, беседами в сельских клубах, школах, участники
экспедиций убеждали своих слушателей в том, что те являются частью единого
татарского этноса.
Справедливости ради следует отметить, что подобную культурную политику
в отношении тулвинских татар и башкир проводят и соответствующие образовательные,
научные и культурные центры Республики Башкортостан, однако нужно признать,
что лидерство в этом культурно-идеологическом соперничестве принадлежит
Татарстану. Этому способствует как серьезный объективный фактор то, что
родным языком коренного населения Бардымского района является татарский
(а это суживает сферу распространения башкирской учебной и научной литературы,
периодики и публицистики), так и то, что казанские культурные центры более
целенаправленно и систематически работают с представителями местной бардымской
интеллигенции.
Итак, на сегодняшний день из двух культурных метрополий наибольшим влиянием
в Бардымском районе пользуется Республика Татарстан, что не может не отражаться
на процессе трансформации этнического самосознания местного населения.
Отдельно следует упомянуть о духовно-религиозном аспекте культурно-образовательной
политики в регионе. Служители исламского культа делятся на две категории:
уставные и неуставные муллы.
Неуставной мулла - это человек, не получивший религиозного образования
и не имеющий соответствующего официального документа, но знающий молитвы,
обычаи, иногда владеющий начатками арабского. Такие муллы не были проводниками
канонического ислама, скорее, они явились (и являются) хранителями местных
обычаев, моральных норм (часто и суеверий). Неуставные муллы составляли
большинство служителей культа Бардымского района в советское время, да
и до революции они преобладали.
Уставные же муллы получают образование, в основном, в Республике Татарстан,
они строго следуют исламскому канону, владеют исламской книжностью. Среди
бардымцев бытует убеждение, что в Татарии "веры больше". Поэтому
деятельность уставных мулл, которых в нынешнее время становится все больше,
также объективно способствует трансформации этнического самосознания в
сторону сплочения под этнонимом татар.
Итак, подытоживая изложенный материал, мы можем констатировать, что культурно-образовательная
политика, проводимая в Бардымском районе, является фактором, способствующим
консолидации этнической группы тулвинских татар и башкир. Вместе с тем,
следует отметить, что в сознании коренного населения живет сознание своей
принадлежности к особой этнокультурной группе, отличной от других этнографических
групп татар. На этом уровне самоидентификации функционирует этноним "гэйнэ",
восходящий к башкирской компонентной основе группы. Учитывая это обстоятельство,
необходимо в определенной степени скорректировать культурно-образовательную
политику в регионе с целью сохранения этнокультурной самобытности группы
тулвинских татар и башкир, актуализации локального уровня этнического
самосознания с этнонимом гэйнэ-татар, бардинских татар и т. п. Для этого
нужно ввести в обязательную учебную программу начальных школ уроки по
региональному историческому краеведению, широко привлекать местный этнографический
материал. Работникам клубов, учреждений культуры следует обратить внимание
на местную фольклорную традицию, шире использовать ее при организации
культурно-массовых мероприятий. В вузах областного центра (в первую очередь,
в педуниверситете) следует открыть отделение по подготовке специалистов
в области татарского языка, истории и литературы.
|
|
|