первый сайт Бардымского района © 2003, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Kitaplar

Главная/Книги/Материалы конференции

 

Развитие национального образования у тулвинских татар и башкир (Бардымский район Пермской области)

Д.Ф.Моргун,
г. Пермь

В последнее время особенно остро встает вопрос сохранения национальной культуры в условиях всеобщей интеграции. В связи с этим нельзя обойти вниманием вопрос о развитии национальных школ, а если смотреть шире, то и о развитии системы национального образования вообще. Проблема тем более важна, что речь идет не только о сохранении национальной специфики культуры, но и одновременно о включении этноса посредством системы образования в общекультурные интеграционные процессы и адаптации подрастающего поколения в условиях глобализации образования.
Вопросами развития национальных школ для мусульманских народов стали активно заниматься с 70-х годов XIX века, но проблема, на наш взгляд, до сих пор остается нерешенной. Наш доклад построен на материалах, касающихся Бардымского района Пермской области, но выводы могут быть применимы для других районов Прикамья в которых проживает мусульманское население. Дело в том, что ситуация в Бардымском районе достаточно уникальна. Это район компактного проживания мусульман: татар и башкир, которые составляют большинство населения. Учитывая многонациональный состав населения района, именно здесь сложились наиболее благоприятные условия, по сравнению с другими районами, для сохранения национальной культуры и развития национального образования.
До 70-х годов XIX века система образования у мусульман носила ярко выраженный религиозный характер. Она состояла из школы начальной ступени миктэб и медресе, где обучающиеся проходили дальнейшее обучение. И миктэб, и медресе организовывались при мечетях. Упор в обучении делался на религиозно-нравственное воспитание. Чёткая программа отсутствовала. Как правило, преподавателем в миктэб был мулла, который на занятиях прививал мальчикам знание норм ислама, обучал арабскому алфавиту. Сроки обучения варьировались в зависимости от таланта обучаемого или желания преподавателя. В медресе ученик изучал богословие, Коран, получал навыки механического чтения арабского текста. В программу не входило изучение родного языка, родной культуры. Незнание русского языка, отсутствие общеобразовательных предметов в большинстве случаев делали невозможным получение светского образования.
Для исправления такого положения дел в последней трети XIX века стали открывать так называемые русско-татарские школы. В них обучение уже велось на русском языке. По программе ученики получали начальное образование. И несмотря на то, что выпускники могли продолжить свое образование, русско-татарские школы не пользовались популярностью. Отсутствие хорошо подготовленных кадров для работы в национальных районах затрудняло обучение детей, не говорящих на русском языке. Без внимания оставалось изучение родного языка и культуры.
Таким образом, до 1917 года было два варианта получения образования: пойти либо в русско-татарскую школу, либо в медресе. На 1917 год в пределах трёх волостей - Бардымской, Елпачихинской, Сарашевской, - т. е. на территории нынешнего Бардымского района, существовало 10 русско-татарских школ и 54 мечети с 33 религиозными школами.
Ситуация коренным образом изменилась после революции. Провозглашение права наций на самоопределение, демократизация системы образования привели к появлению на местах массы инициатив. Были сделаны значительные шаги по развитию национальных школ.
Решением Пермского губисполкома были созданы программы вне-школьного образования, проведены курсы повышения квалификации для преподавателей сельских школ и, главное, в начале 1919 года в г. Оса открыто татарское отделение при педагогическом училище. С того времени появились кадры для работы в школах с детьми, говорящими на татарском языке. В программу обучения было включено изучение татарского языка. Одновременно были закрыты все религиозные школы района. На 1923 год существовало 19 начальных школ и 1 семилетняя. К 1927 году количество возросло до 30. Вообще, 20-30-е годы были самыми плодотворными в развитии национального образования. Было уделено большое внимание изучению родной культуры и языка.
С конца 30-х годов ситуация существенно изменяется. Проводится унификация системы образования, прекращаются все эксперименты по изучению народной культуры. Подобное положение сохранялось до 60-х годов, когда вновь появился интерес к развитию национального образования. В 1965 году были восстановлено татарское отделение Осинского педучилища, появляются новые пособия и программы по изучению татарского языка.
В настоящее время в Бардымском районе работают 3 русско-татарские и 54 татарские школы. Несмотря на это, проблему нельзя считать решенной. Изучение национальной специфики ограничивается родным языком. Нет занятий по родной культуре. Существует проблема языковой адаптации выпускников при дальнейшем обучении, так как все предметы преподаются на татарском языке.
Таким образом, вопрос о развитии национального образования остается открытым до настоящего времени.


Главная/Книги/Материалы конференции
первый сайт Бардымского района
© 2003, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz