первый сайт Бардымского района © 2003, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Kitaplar

Главная/Книги/Материалы конференции

 

Татары и башкиры Прикамья:
проблемы этногенеза и этнической идентификации

А.В.Черных,
Пермский государственный университет,
г. Пермь.

Татары и башкиры Прикамья составляют одну из многочисленных групп коренного населения. Однако пермские татары и башкиры неоднородны, исследователи выделяют среди них несколько этнотерриториальных групп: сылвенско-иренских татар, мулинских татар и тулвинских татар и башкир.
Сылвенско-иренские татары формировались на основе нескольких этнических компонентов тюркско-финно-угорского происхождения. В настоящее время они однозначно считают себя татарами и соотносят с другими территориальными группами татар Поволжья и Приуралья.
Несколько иная ситуация сложилась в Тулвинском поречье (Бардымский район Пермской области), у тулвинских татар и башкир, где наиболее остро встает проблема этнической идентификации татаро-язычного населения.
Дискуссионная проблема этнической истории тулвинских татар и башкир - проблема этнических компонентов, принимавших участии в их формировании. Исследования историков позволяют предполагать, что основой группы стало башкирское племя гайна, проникшее в Прикамье в XIII-XIV веках, включавшее в свой состав булгаро-угорский, а также влившийся в него тюркский компонент. На новой территории проживания, видимо, были частично ассимилированы группы местного финно-угорского, а возможно, и тюркского населения, а также приняты и ассимилированы группы ногайско-кипчакского происхождения.
В конце XVI веках в Тулвинском поречье начинаются новые этнокультурные процессы, во многом определившие этнокультурное своеобразие группы тулвинских татар и башкир. С XVI века в верхнем течении Тулвы появляются припущенники - тептяри, основу которых составили казанские татары, удмурты и марийцы. В этот же период в низовьях р. Тулва появляется русское население, под давлением которого башкиры вынуждены переселяться в верховья реки, где они смешиваются с тептярским населением. Именно в этот период башкиры переходят от полукочевого скотоводства к земледелию и основывают постоянные поселения. Родственность культур, прежде всего, татарской и башкирской, языка, основанная на общности раннего булгарского компонента, соседское, часто в одних поселениях, проживание, складывание единой земледельческой системы хозяйствования, иноэтническое окружение были главными факторами интеграционных процессов XVI - XIX веков, способствовали консолидации группы в единую этнокультурную общность. Удмурты и марийцы в большей части были ассимилированы. Именно участие казанских татар в формировании группы, а также значительное культурное влияние Казани явились причинами того, что к настоящему времени этническое самосознание тулвинских татар и башкир двойственно.
Можно констатировать, что к середине XIX века завершилось складывание единой этнокультурной общности, которую, основываясь на двойственности этнического самосознания, мы обозначаем как тулвинские татары и башкиры.
Сложность решения проблемы этнической идентификации тулвинских татар и башкир обусловлена тем, что этническое самосознание этой группы, во-первых, является многоуровневым, а во-вторых, в настоящее время наблюдается двойственность этнической идентификации - осознание принадлежности как к татарскому, так и к башкирскому этносу. Всего можно выделить три основных уровня этнического самосознания группы:
1. Этнический уровень. Характеризуется двойственностью, то есть осознанием принадлежности и к татарскому, и к башкирскому этносу. Однако существует множество различных промежуточных вариантов самоопределения, что свидетельствует о достаточной размытости и неопределенности всего этнического уровня.
2. Региональный уровень. Служит для обозначения своей этнокультурной группы, выделения ее среди других этнографических групп татар и башкир. На этом уровне самосознания функционируют такие этнонимы, как "Гэйнэ татары/башкиры", уральские, пермские или бардымские татары/башкиры.
3. Внутригрупповой, локальный уровень. Этот уровень формировался в эпоху многонационального освоения края. Так, в качестве этнонимов функционируют названия народов, принимавших участие в формировании группы: ар-удмурт, чирмеш - мариец, типтер - тептярь, мишер - татары-мишари и т.д. В настоящее время в процессе этнокультурной консолидации имеет тенденцию к исчезновению (растворению, нивелированию).

Главная/Книги/Материалы конференции
первый сайт Бардымского района
© 2003, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz