|
Татары и башкиры Прикамья: проблемы этногенеза и этнической идентификации
А.В.Черных,
Пермский государственный университет,
г. Пермь.
Татары и башкиры Прикамья составляют одну из многочисленных групп коренного
населения. Однако пермские татары и башкиры неоднородны, исследователи
выделяют среди них несколько этнотерриториальных групп: сылвенско-иренских
татар, мулинских татар и тулвинских татар и башкир.
Сылвенско-иренские татары формировались на основе нескольких этнических
компонентов тюркско-финно-угорского происхождения. В настоящее время они
однозначно считают себя татарами и соотносят с другими территориальными
группами татар Поволжья и Приуралья.
Несколько иная ситуация сложилась в Тулвинском поречье (Бардымский район
Пермской области), у тулвинских татар и башкир, где наиболее остро встает
проблема этнической идентификации татаро-язычного населения.
Дискуссионная проблема этнической истории тулвинских татар и башкир -
проблема этнических компонентов, принимавших участии в их формировании.
Исследования историков позволяют предполагать, что основой группы стало
башкирское племя гайна, проникшее в Прикамье в XIII-XIV веках, включавшее
в свой состав булгаро-угорский, а также влившийся в него тюркский компонент.
На новой территории проживания, видимо, были частично ассимилированы группы
местного финно-угорского, а возможно, и тюркского населения, а также приняты
и ассимилированы группы ногайско-кипчакского происхождения.
В конце XVI веках в Тулвинском поречье начинаются новые этнокультурные
процессы, во многом определившие этнокультурное своеобразие группы тулвинских
татар и башкир. С XVI века в верхнем течении Тулвы появляются припущенники
- тептяри, основу которых составили казанские татары, удмурты и марийцы.
В этот же период в низовьях р. Тулва появляется русское население, под
давлением которого башкиры вынуждены переселяться в верховья реки, где
они смешиваются с тептярским населением. Именно в этот период башкиры
переходят от полукочевого скотоводства к земледелию и основывают постоянные
поселения. Родственность культур, прежде всего, татарской и башкирской,
языка, основанная на общности раннего булгарского компонента, соседское,
часто в одних поселениях, проживание, складывание единой земледельческой
системы хозяйствования, иноэтническое окружение были главными факторами
интеграционных процессов XVI - XIX веков, способствовали консолидации
группы в единую этнокультурную общность. Удмурты и марийцы в большей части
были ассимилированы. Именно участие казанских татар в формировании группы,
а также значительное культурное влияние Казани явились причинами того,
что к настоящему времени этническое самосознание тулвинских татар и башкир
двойственно.
Можно констатировать, что к середине XIX века завершилось складывание
единой этнокультурной общности, которую, основываясь на двойственности
этнического самосознания, мы обозначаем как тулвинские татары и башкиры.
Сложность решения проблемы этнической идентификации тулвинских татар и
башкир обусловлена тем, что этническое самосознание этой группы, во-первых,
является многоуровневым, а во-вторых, в настоящее время наблюдается двойственность
этнической идентификации - осознание принадлежности как к татарскому,
так и к башкирскому этносу. Всего можно выделить три основных уровня этнического
самосознания группы:
1. Этнический уровень. Характеризуется двойственностью, то есть осознанием
принадлежности и к татарскому, и к башкирскому этносу. Однако существует
множество различных промежуточных вариантов самоопределения, что свидетельствует
о достаточной размытости и неопределенности всего этнического уровня.
2. Региональный уровень. Служит для обозначения своей этнокультурной группы,
выделения ее среди других этнографических групп татар и башкир. На этом
уровне самосознания функционируют такие этнонимы, как "Гэйнэ татары/башкиры",
уральские, пермские или бардымские татары/башкиры.
3. Внутригрупповой, локальный уровень. Этот уровень формировался в эпоху
многонационального освоения края. Так, в качестве этнонимов функционируют
названия народов, принимавших участие в формировании группы: ар-удмурт,
чирмеш - мариец, типтер - тептярь, мишер - татары-мишари и т.д. В настоящее
время в процессе этнокультурной консолидации имеет тенденцию к исчезновению
(растворению, нивелированию).
|
|
|