3. Верхнеуфимские татары
Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
- Екатеринбург: ИД "Сократ", 2002. - 296с.: ил. УДК 39 (470)
ББК 63.5
Тираж 15500 экз.
Книга известного ученого, доктора исторических наук, профессора Пермского
университета Г.Н.Чагина, три десятка лет планомерно исследовавшего этнографию
Урала , содержит материал о народах, живущих в нашем регионе, их истории
и культуре, собранный в архивах и музеях, во время многочисленных экспедиций.
Адресовано учащимся старших классов.
© Г.Н.Чагин, 2002. © ИД "Сократ", 2002.
Если еще раз называть причины появления тюркоязычных народов - башкир и татар
на Среднем Урале, то надо вновь обратить внимание на его географическое положение
как связующего звена между Европой и Азией и перекрестка миграционных путей
многих народов. В XIII в. начавшие перемещаться на север башкиры задерживались
в верховьях Уфы, Исети, Чусовой, в Тулвинско-Буйском и Сылвенско-Иренском поречьях.
Более слабые этнические группы оттеснялись сильными южными соседями, впоследствии
многие из них, например удмурты, марийцы, растворились среди башкир.
Жители южных районов современных Пермской и Свердловской областей издавна связаны
с башкирскими соседями. На землях Среднего Урала, закрепленных царскими указами
за башкирскими племенами и родами, после присоединения в 1552 г. к Русскому
государству Казанского ханства стали селиться казанские татары. Этническая основа
казанских татар была смешанной - в нее входили волжско-камские булгары, кипчаки,
половцы и другие тюркоязычные народы, проникавшие в Среднее Поволжье в XIII-XIV
вв.
Этноним татары - тюркского происхождения. Им назывались племена, жившие в Центральной
Азии по соседству с китайцами. Во времена монгольских завоеваний этноним получил
широкое распространение, в том числе в Европе. Казанские татары приняли его
в качестве самоназвания во второй половине XIX в.
Этноним башкир, по единому мнению ученых, пошел от названия племенного объединения,
участвовавшего в этногенезе башкирского этноса - башкурт. При продвижении племен
на новые земли Урала наименование башкурт чрезвычайно обобщилось, так как собственно
область их расселения на Южном Урале явилась исходным пунктом.
Значительную роль в этнокультурном развитии башкир и татар Среднего Урала сыграли
их близкие контакты, приведшие к тому, что во многих местах невозможно обозначить
не только границы расселения двух народов, но и своеобразные черты их культуры
и быта. Значительная часть башкир попала под влияние татар и была ими ассимилирована.
Сближение народов происходило в условиях единой конфессиональной среды - мусульманства.
Башкиры, овладевшие татарской речью, записывались татарами. Подобная тенденция
наблюдается и в наше время. Только в Пермской области в 1989 г. 30% башкир назвали
родным языком татарский. Знание татарского языка определяло новое этническое
самосознание.
В этнографии уже давно принято рассматривать культуру и быт башкир и татар Среднего
Урала вместе, хотя некоторые исследователи делали попытки определить их этническую
специфику - так же, как и лингвисты, указывавшие на отличительные черты диалектного
языка представителей обоих народов.
Самым компактным районом расселения башкир был бассейн р. Тулвы, входящий сегодня
в Бардымский район Пермской области. Современное тюркоязычное население Тулвы
ведет свою историю от башкирского племени гайна и в основе его, как считает
большинство исследователей, имеется древний башкирский слой. В литературе население
бассейна Тулвы принято еще называть гайнинскими башкирами.
Освоение Среднего Урала тюркоязычным населением и его внутренние миграции привели
к образованию нескольких больших и малых этнотерриториальных групп татар и башкир,
которые при культурно-этническом единстве имели свои особенности языка и культуры.
Рассматривать традиционную культуру старожильческого тюркоязычного населения
Среднего Урала будем по трем наиболее крупным территориальным группам - тулвинские
башкиры и татары, сылвенско-иренские татары, верхнеуфимские татары.