первый сайт Бардымского района © 2003-2004, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Барда районы турында

Главная/ Небольшие истории о ... /... о Барде и селах района. Барда районы турында


Альберт Адутов

Гайна-тарханы, кто вы?

Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков,
узнаем самих себя.
В. О. Ключевский

Предлагаю Вашему вниманию статью-гипотезу о происхождении небольшого народа, живущего в Бардымском районе на юге Пермской области.

В детстве, когда мы ездили на родину мамы в а. Кояново Пермского района, местная детвора меня все время обзывала: "Гайна, гайна!". Я обижался, но родители объяснили, что так называют бардымцев. Позже, в письме дяди Хамита моему отцу (05.12.1944г.), встретил выражение "говоря по-гайнински". В средних классах понял, что мы "башкиры", говорящие по-татарски. Уже работая, познакомился с понятием "гайна-тархан", а затем узнал еще одно прозвище - "куманы". Прочитав, "Наказ …." в Уложенную комиссию (1767-68 гг.) от башкирского и тарханского народа (14), я понял, что мы не башкиры, а "тарханы". Все это, меня очень заинтересовало, тем более никто и нигде конкретно не объяснил происхождение названия "гайна-тархан". Хотя еще З.Валидов писал, что башкиры гуннского происхождения (22), И.Тахунов говорил о пребывании в нашей регионе гуннов (19), а Ф.Уразов писал о племени Барда (7).
Я не историк и не филолог, но математик и эта статья всего лишь гипотеза, основанная на некоторых очевидных фактах. Лет 7 назад я пришел к выводу, что наш район лежит внутри метеоритного кратера (как ни банально, но первое предположение появилось после того, как обратил внимание при просмотре прогноза погоды на карту, некоторое закругление рельефа уральских гор, затем нашел подробную карту рельефа и мои предположения подтвердились - просматривался контур кратера), и вдруг, обнаружил в журнале "Вокруг света" (8) геологическое исследование нашего региона, в котором говорится о метеоритном кратере диаметром примерно 550 км. Метеорит, видимо, летел на северо-восток и упал на западный склон Среднего Урала, при этом Средний Уральский хребет был отброшен на 250 км на восток. Кольцо кратера проходит через г.Ижевск, р.Чусовая, г.Екатеринбург и южнее г.Уфы. Место падения метеорита находится в точке с координатами 560 с.ш, и 56,50 в.д. Точка с координатами: 570 с.ш. и 55,50 в.д. лежит внутри треугольника: Кудаш, Куземьярово и Березники. Мне кажется, что внутри большего кольца находится меньшее - диаметром около 300 км и наш район расположен в его северо-западной части,
Смущает время падения метеорита, 600 миллионов лет назад. Дело в том, что А.Халиков предполагал о локальном землетрясении в 6 веке до нашей эры в Среднем Поволжье (9), а у башкир до сих пор сохранилась легенда об образовании Урала из-за падения метеорита. Причем не в виде сказки, а -астрономического наблюдения. По моему мнению, тюрки являются одним из древнейших обитателей Среднего Урала. Например, для славян и германцев арийские народы это легенда, а тюрки жили рядом с ними, воевали и ходили в гости. В нашем районе очень много географических названий связано с арами. Видимо до тюрков они жили в нашем регионе и позже были вытеснены, и частично ассимилированы.
Из-за падения метеорита образовался широкий Уральский коридор для прохода с востока на запад. Поскольку Средний Урал стал ниже, чем Южный, он был более проходим и удобен для миграции народов (20). Вообще племена и народы проходили в Европу из Азии через Дербентский проход или, я думаю, Средне-Уральский. Так шли Батый и Тимур. Южный Урал неудобен из-за высоты и пустынь Прикаспия (как говорят: "Легко по карте, а идти-то надо по земле").
Во время Великого переселения тюрко-язычные гунны, видимо, прошли через северо-восточную часть Уральского коридора и в наш район пришли с севера. Западные авторы писали о гуннах, как о народе одетом в звериные шкуры, т.е. он жил в холодном климате и в лесостепи. Кстати, их одежда была из ценных мехов (10), которые сейчас и не всякий купит. Легенда о братьях Гайна и Айна (19), по-моему, говорит о столкновении гуннов с прабашкирским племенем ейна, которое было вытеснено на юго-восток. А может они пришли вместе? Вероятно из-за войн, у башкир о гуннах остались негативные воспоминания: например, сказка о жестоком Катил паше. Никто не знает, как они называли сами себя, все ссылаются на китайские источники, но китайцы из разных провинций не всегда понимают друг друга и не произносят некоторые звуки. В книгах (15,21) гунны известны под именем соответственно "Гiангъ-ну" и "Хиуйнг-ну", а в карте Идриси (12 век) Уральские горы выведены под названием "Айани"(15). З.Валидов писал, что в 8 веке по Волге жили племена гуннского происхождения и называет, в том числе, народы "ен-гу" и
"хун" (22). Часть гуннов могла осесть на Среднем Урале и, смешавшись с финно-угорскими и прабашкирскими племенами, передать свой диалект тюркского языка. Поэтому в конце 80-х годов ХХ века я пришел к выводу, что гайнинцы - могут быть потомками гуннов. Может раскопки, идущие в районе, докажут это предположение?
Тюркский язык, по сравнению с другими языками, легче усваивается и более информативен. Например, средняя длина слова в русском языке составляет 7 букв, в английском-5 (23), а в татарском, думаю, не больше 5. В средние века татарский язык, видимо, служил на Руси языком общения между народами, это видно по записям Афанасия Никитина. В языке нашего народа много синонимов и слов других народов, прошедших через кратер(11), и, наверно, он развивается быстрее, т.к. некоторые слова короче, чем в других татарских диалектах.
Основная масса гуннов качала смещаться к югу, вытесняя перед собой и поглощая народы. После их ухода пришли зауральские угры (9), заняв северную и западную часть большего кратера. В юго-восточной части кратера племена смешивались и объединялись, образуя ядро башкирского народа. В записках неизвестного автора наш регион назван "сердцам древней Башкирии" (1), а историки средневековья называли "внутренней Башкирией" (15).
Гунны, пройдя междуречье Волга - Дон, в 371 году появились на Северном Кавказе (17), в 372 году разбили алан (21), покорили болгар, которые появились в Причерноморье еще в 354 году (17). Вместе с гуннами, предположительно, из Зауралья на Северный Кавказ пришли бараджи (24), но, возможно, они с болгарами появились из Закавказья. В 375 году в Приазовье гунны разбили готов (18) и обрушились на Римскую империю. После смерти Атиллы (452-453гг) и ряда поражений, гунны начали отходить на восток. Часть гуннов, наверно, смешалась с германцами и с племенами Паннонии и Болгарии, так как у них есть имена и легенды, связанные с Атиллой (18). А часть, в Причерноморье, вошла в состав болгарских племен (7). Византийские императоры, иногда, болгар называли гуннами (17). А бараджи в 630 гг. основали государство со столицей Баранджар на реке Сулак в Дагестане (24).
В 636 году хан Кубрат объединил болгарские племена и создал государство Великая Болгария (12). После смерти Кубрата в 642 году (6), его сыновья разделили болгар. Хан Котраг перешел Дон, хан Батбай остался на земле предков (17), а остальные ушли на запад и на юг. Распад государства, видимо, стал происходить под давлением Византии и хазар, которые появились на Северном Кавказе, пройдя Дербентские ворота. И в 650 году котраги двинулись на север (6). В составе болгар были и бараджи (20). Позже, в Среднем Поволжье, они вошли в состав Хазарского каганата.
В 737 году арабы во главе с Марваном прошли через Дербент и ворвались в Хазарию (20), и вдоль Волги дошли до Самары (18). Из-за войн каганата с Византией и Арабским халифатом, болгары вынужденно ушли на север, на территорию современного Татарстана, и вклинились между башкирами и уграми (мадьярами), создав, впоследствии, Волжскую Булгарию. В Татарстане до сих пор есть аул Мадьяр и люди с фамилией Мадьяров. А у бараджей сохранилось предание, что на старом месте обитания на их город напал дракон (аждаха) и народ, потерпев поражение, покинул город (5). Может это отголосок сражений с хазарами или арабской конницей, которая издали, очертаниями напоминает дракона. А если на знаменах было изображение дракона, который является древним гербом Казани, то - может это воспоминание о столкновении с болгарами. Бараджи пришли на земли башкирского племени биляр, сдвинув на восток и частично ассимилировав их. На этом месте был (построен?) Великий Город - Биляр.
Угры с частью западных башкирских племен могли, перейдя Каму, уйти на северо-запад, на территорию современной Кировской области. Часть башкир отошла на северо-восток. "В 884г. угры вышли из земли Сцитской и пришли в Русцию (Суздал), а затем через Киев и Карпаты прошли в Паннонию" (22,9). Я думаю, что угры шли вдоль границ славянских племен, а значит прошли через бассейн рек Москва и Угра. Мадьяры, при этой миграции, временно обитали в областях: Этель-кузе и Леведия, кстати, эти места до сих пор не найдены. Может быть Этель-кузе (Глаз Волги) -это верховья Волги? А Леведия может находится в районе Харькова (13). Киев угры прошли в начале 900 годов (13), в период княженья Вещего Олега (1б).
В начале 12 века русские князья организовали "крестовые" походы на тюрков. Вспомните поход князя Игоря в 1185 году. В 1183 году князь Всеволод Большое Гнездо вместе с половцами напал на болгар и осадил Биляр (13). Была война, и некоторая часть билярцев могла уйти вдоль Камы и в 1199 г. осесть в нашем регионе (2).
В 1229 г. произошли столкновения болгар с войсками Чингиз-хана на восточных границах В. Булгарии и "прибежали половцы" (13). С этого времени к нам с юга, наверно, мигрировали "куманы" (так, оказывается, называют нас башкиры из Ишимбая).
Другая большая миграции произошла в 14 веке. В 1395 г. Тимур осадил Биляр. Жители, в основном бараджи, посовещавшись, решили по воле Тенгре сдаться, уповая на милость Аллаха и победителя (5). После грабежа города Тимур решил выяснить, почему ему выпал такой подарок? Жители испугались, тогда вперед вышла Рабига хаджия (3), вдова Джадаш бия, и сказала правду (5). Тимур, пораженный ее смелостью, а может и отчаянностью, дал ей и двум ее сыновьям, Инсан и Ихсан биям, охранную грамоту с запретом трогать этот род, их имущество и скот, и отпустил на все четыре стороны (5). По тем временам это была тарханная грамота с большими привилегиями. Так появился тарханский народ. Инсан бий с матерью и частью рода вдоль левого берега Камы пошел на северо-восток (5). В Татарстане, на Каме, был аул Бардже (5), находившийся как раз по пути движения бараджей.
Из нашей родословной известно, что в начале 14 века Инсан бий осел в бассейне реки Тулвы (4). Таким образом, 6араджи принесли имя "тарханы", то есть народ с привилегиями. В отличие от поздних правителей, в средние века соблюдались права, данные народу предшествующими властями и так, видимо, дошло до наших времен объединенное название "гайна-тархан". Бараджи также внесли свой вклад и в географические названия нашей местности, например "Барда".
После взятия Казани в 1552 г. и разгрома Казанского ханства часть татарского (мишар?) народа со своими ханами, двигаясь вверх по Каме (1), образовали, видимо, в районе Кунгура ядро шаубинских татар. По семейным преданиям, кто-то из этих ханов взял жену из нашего рода. После церковного раскола, скрываясь от гонений, появились "русские", которые тоже получили убежище. Люди не только приходили и воспринимали обычаи аборигенов, становясь "гайна-тарханами", но и вносили свои обычаи и нравы. А здесь им, видимо, как-то помогали обживаться. Из нашей родословной (для примера) видно, что имена приобретали местный колорит(4): мусульманские - сменялись на местные и, иногда, звучали как прозвища.
Почему же племена и роды приходили в наш район? Во-первых, места здесь труднодоступные, это отмечали многие авторы средневековья (15,2), и можно было спрятаться, и сохранить свой род. Во-вторых, потомки гуннов, наверно, сами относились к другим народам с уважением и дружелюбно. Римские историки, вопреки пристрастному отношению к гуннам, вынужденно и с завистью сообщают о справедливости их судей, о неподкупности правящих, о легкости налогов (10), о демократичности общества. Кунгурский бургомистр Юхнев в 1725-1726 гг., проезжая с секретной миссией по башкирским Дорогам, отметил, что гайнинцы - богатый народ, живут независимо от уфимских судей и, в отличие от башкир других Дорог, не враждуют между собой, хотя оружия у них много (19).
Мы видим, что народ пытался и сохранил свою самобытность. Это видно и по истории Пугачевского восстания. К сожалению, гражданская война разрушила эту идиллию, и брат пошел на брата, родители - против детей, друг - против друга. В годы Великой Отечественной войны наш народ, как и другие народы СССР, храбро воевал, добросовестно трудился, приютил сотни эвакуированных и раненых, которые внесли свой вклад в культуру народа "гайна-тархан".
Хотелось, чтобы в наше трудное время мы посмотрели на себя, друг на друга, на другие народы и вспомнили уроки истории!
В заключение, напомню слова В.О.Ключевского: "Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться" .

Литература
1. Автор неизвестен. "Историческая записка о … центре древней Башкирiи" г. С.-Петербургъ 1867г.
2. Асфандияров А.З. "История башкирских сел Пермской и Свердловской областей." г.Уфа 1999 г.
3. Ахметзянов М.И. "Родословная татар" г.Казань, 1995 г.
4. Ахметзянов М.И. "Про пермских татар" с, Барда 2000 г.
5. Ахметзянов М.И. "Ногайская орда" г.Казань 2002 г.
6. Богданов И. "Путь через века" журнал "Техника молодежи" . №3-1977 г.
7. Валиуллин Р.Ш. "Очерки по истории родного края" с. Барда 1996г.
8. Журнал "Вокруг света" № 10 - 2003 г.
9. Иванов В.Б "Отрытая книга Башкортостана" г.Уфа 1995г.
10. Иванов В.Д. "Русь изначальная" том 2 - г. Москва 1992 г.
11. Исхаков Д.М. "Татарская нация: история к современность" г.Казань.
12. Искаков Д.М. "Татары". Из серии "Народы и культуры" г. Москва 2001 г.
13. Карамзин Н.М. "История государства Российского" том 1-4. г.Тула 1990 г.
14. Кулбахтин Н.М. "Из истории гайнинских башкир" г. Уфа 1996 г.
15. Мажитов Н.М. "История Башкортостана" том 1. г. Уфа 1994 г.
16. Нестор "Повесть временный лет" серия "Древняя русская литература" г. Москва 1980 г.
17. Ратушняк В.Н. "Очерки истории Кубани" г.Краснодар 1996г.
18. Рашитов Ф.А. "История татарского народа" г.Саратов 2001 г.
19. Фатыхов А.Ф. "Гайна иле" с. Барда 1995 г.
20. Халиков А.Х. "Происхождение татар Поволжья и Приуралья" г.Казань 1978 г.
21. Щербина Ф.А. "Исторiя Кубанскаго казачьяго войска" том 1. г. Екатеринодаръ 1910 г.
22. Янгузин Р.З. "Этнография башкир" г. Уфа
23. Симонович С.В. "Общая информатика" г. Москва 2001 г.
24. Татарский энциклопедический словарь г. Казань 1999 г.

Адутов Альберт Масгутович ,
Краснодарский край,
Темрюкский район, ст. Старотитаровская

Декабрь 2003г.
Главная/ Небольшие истории о ... /... о Барде и селах района. Барда районы турында
первый сайт Бардымского района
© 2003-2004, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz