первый сайт Бардымского района © 2003, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Барда районы турында

Главная/ Небольшие истории о ... /... о Барде и селах района. Барда районы турында

День гуся - международный праздник

В Бардымском районе русских - менее 10%, остальные жители - татары и башкиры. Из 43 школ в 35 обучение ведется на татарском языке, в 2 - параллельно на русском и татарском. В районном центре - селе Барда 1-я средняя школа с 1993 года является экспериментальной площадкой. Цель эксперимента - образование детей разных национальностей в условиях двуязычия.
Первыми поселенцами этих мест были племена угро-финской и тюркской группы. Оставшиеся в районе удмурты и венгры постепенно потеряли свой язык и обычаи. Большое влияние на жителей Притулвья - в Бардымском районе протекает река Тулва - оказало Казанское ханство, в культуре местного населения постепенно стали доминировать татарские элементы. А в 1554 году, после разгрома ханства, началась колонизация Урала русскими. Такова краткая история этого района.
Сегодня бардымцы тесно поддерживают связь с Татарстаном и Башкортостаном. Из этих республик в село часто приезжают с гастролями театры. Татарский язык преподается по учебникам, привезенным из Казани. 15 детей поступили в этом году на конкурсной основе в Башкирскую государственную гимназию, а многие выпускники учатся сейчас в Татарстане. Но самое главное, что, получив высшее образование, ребята возвращаются в село.
В 1-й бардымской школе дети учатся хорошо. На первом этаже на "Доске почета" висят фотографии отличников. В прошлом году их было 38, администрация района награждает их денежными премиями. Есть такие, кого награждают сразу по трем "номинациям": отличиться можно в учебе, в спорте и в факультативной работе. Тогда сумма премии достигает аж 600-700 рублей!
Любимый предмет у ребят - информатика. В школе есть два компьютерных класса, один из них обещали скоро обновить. 30 тысяч "областных" рублей вот-вот должны прийти на укрепление материальной базы, а 100 тысяч из местного бюджета уже поступили, на них закупили наглядные пособия для кабинета биологии.
В декабре бардымская школа рассчитывает официально получить статус национальной гимназии. Все надписи в классах сделаны на двух языках. Директор Нурия Исмагилова вспоминает, что, когда она поступила в университет, ей было трудно привыкнуть к русской речи. Поэтому уроки в школе ведутся на русском. Два часа в неделю во всех классах преподается татарский. Литература, история и культура татарского народа появляются в расписании со II ступени. На уроках труда девочек учат вышивать национальные узоры и готовить "по бабушкиным" рецептам национальные татарские блюда. В школе существует фольклорная группа - ребята путешествуют по селам, записывают народные песни, обряды. А на кружках хореографии и вокала изучают не только татарские, но и башкирские, чувашские и даже русские песни и танцы.
Но основная национальная "начинка" - это, конечно, традиционные праздники. На одном из них мне удалось побывать. В давние времена был на селе такой обычай. Поздней осенью хозяева домов звали самых трудолюбивых девушек ощипывать гусей, получить такое приглашение считалось честью для молодых невест. После работы девушки собирались в одном из домов на вечеринку, к ним на огонек заходили молодые парни, дарили подарки и загадывали загадки. По такому сценарию в актовом зале школы и проходил этот "гусиный" праздник. Ребята выступали в национальных костюмах и говорили только на татарском языке, а в конце подарили зрителям пирог с гусиным мясом. Среди "актеров" были и русские дети, но говорили они так же свободно - немногочисленное русское население давно уже ассимилировалось и прекрасно говорит на местном диалекте.
Национальные обычаи в Барде живы не только на сцене. Молодежь с гордостью соблюдает все свадебные ритуалы. На следующий день после свадьбы молодые едут к родителям мужа. Свекровь встречает их у порога с медом и маслом: чтобы жизнь была сладкой, а жена - ласковой. Когда молодожены входят в дом, им под ноги кладут подушку - чтоб дорога была мягка. За невестой несут сундук с приданым: полотенца, скатерти, рубашки, ее руками вышитые - свидетельство высокого мастерства и терпения. Погостив у свекров, молодая пара возвращается домой.
Дома для своих взрослых детей бардымцы начинают строить, когда детям еще и двух лет не исполнилось. Многодетных семей сегодня здесь очень мало, три ребенка - это уже считается много.
За чистотой кровей в Барде никто не следит, все национальности живут дружно, и семьи создаются по любви, а не по национальному признаку. Посещение загса - дело вторичное. Мужем и женой становятся сразу после помолвки - по-татарски "никах уку". В дом приглашают муллу для молитвы о благополучии молодых, после этого считается, что брак совершен. "Все эти традиции стали соблюдаться относительно недавно. Мой муж мне говорит: "У тебя даже сундука не было", - вспоминает директор.
По словам муфтия области Мухаммедгали Хузина, в Прикамье около 300 тысяч жителей - мусульмане, и почти все они верующие. Однако не стоит пугаться - в этом регионе ваххабизм "не пройдет". С православными соседями татары и башкиры живут очень мирно. В Барде на закладку первого камня мечети приходит батюшка, а на освещение церкви - имам района.

Евгений ЛОГИНОВ

Статфакт

Этническая структура населения региона сегодня такова:
русские - 83,9%, татары - 4,9%, башкиры - 1,9, удмурты - 1,1%, немцы - 0,5%, марийцы - 0,2%, евреи - 0,2%. На территории Пермской области также проживают украинцы, белорусы, чуваши, поляки - в общей сложности более 100 национальностей. В 12 районах тесного проживания татаро-башкирского, удмуртского, марийского населения работают 145 национальных учреждений образования.

Информационный сайт "Учительской газеты"

Главная/ Небольшие истории о ... /... о Барде и селах района. Барда районы турында
первый сайт Бардымского района
© 2003, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz