первый сайт Бардымского района © 2003, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Пермь татарлары турында

Главная/ Небольшие истории о ... / ... о татарах Пермской области. Пермь татарлары турында
Айсулу Хасанова

 

Первые радости

Удачи преследовали молодую выпускницу Нижегородской консерватории Айсулу Хасанову сразу, едва она пришла в Пермский оперный театр. В прошлом сезоне Айсулу исполняла две главные партии... Розины в «Севильском цирюльнике» и Лолиты. Этой осенью съездила в Сочи на Российский фестиваль-конкурс оперных исполнителей и добилась второго места. А недавно спела партию в новом проекте «Женские истории» (опера Виталия Губаренко «Нежность» по новелле Анри Барбюса).

Моноопера - жанр очень сложный. Все внимание огромного зала приковано только к тебе одному, партнер тебя не подстрахует и хор не прикроет. Айсулу же досталась партия, которую приходится исполнять, взаимодействуя с... артистами балета. Партия сложнейшая от начала до конца. Прежде всего грим: неудобная белая маска (по замыслу режиссера артистка играла кладбищенскую статую). На голове венок из роз, белое платье то ли в цветах, то ли в каплях крови. Движения ломкие, под стать взвинченной музыке. После расставания с любимым героиня покончила с собой, но перед смертью отослала ему четыре письма, и они приходят к нему на протяжении двадцати лет. В последнем письме она делает страшное признание: все это время ему приходилось читать письма умершей.
      Голос Айсулу Хасановой кажется слабым, но это ничуть не вредит впечатлению. Здесь исподволь проводится мысль, что героиня не в силах противостоять судьбе. Она гораздо беднее своего любимого. Луи - заложник своего положения: он не хотел расставаться, но им пришлось это сделать. На протяжении спектакля героиню обступают танцовщики, символизирующие трех химер и одно чувство: страх, богатство, смерть и любовь. Почему же любовь поставлена с ними в один ряд? Оттого, что преодолеть их она не может, химеры действуют с ней на равных, и невозможность победы светлого начала приводит в конечном итоге к смерти. Трагический финал спектакля подчеркивается декорацией. Купол ротонды, где находилась героиня, начинает опускаться и скрывает ее. Кажется, что это огромный склеп...
      Объясняя идею «Женских историй», художественный руководитель театра Георгий Исаакян высказал мысль, что нынешнее время - это время дефицита сентиментальности. Отчего и появилась необходимость в этом проекте, где все три монооперы - призыв к той нежности и теплоте, которых явно не хватает нынешнему времени. Станет ли Айсулу Хасанова, для которой характерна именно эта сентиментальность, популярной во времена «утраты иллюзий»?
      - Мне было очень нелегко исполнять эту партию, - признается Айсулу. - Конечно, дело в сложной музыке Виталия Губаренко. Хотя нельзя сказать, что это авангард. «Нежность» и прежде ставилась в Пермском оперном театре, некоторые зрители помнят ее.
      Не всякому выпадает с самого начала браться за столь сложные партии.
      - Публика очень хорошо знакома с классическими произведениями, поэтому требования очень высокие, слушатель может просто не простить тебе какого-нибудь огреха, - продолжает Айсулу. - Но это, конечно, не значит, что современная музыка дает возможность расслабиться. Мне пришлось исполнять две современные партии, обе они потребовали большой самоотдачи...
      Предложение работать над партией Лолиты было для Айсулу неожиданностью. Тем более что ее также пела в театре более опытная Татьяна Куинджи. Но певица не стала копировать ее манеру исполнения, в работе над ролью предпочла идти собственным путем. И открыла свою Лолиту. И зрители, и критики отметили подкупающую непосредственность созданного образа. Сказалось ли здесь то, что Айсулу по возрасту ближе своей героине, или виной ее характер, но искренность переживаний, которая обычно отличает юность, стала «визитной карточкой» артистки.
      - Лолита - это обычный подросток, который растет вне семьи, - говорит Айсулу. - Взрослые не понимают ее, и она не понимает взрослых. Поскольку за ее воспитанием не следят, то она и растет такой... Но я совершенно не согласна с теми, кто считает, что Лолите чужда глубина, что у нее отсутствует внутренний мир. Ведь Набоков писал свой роман от лица Гумберта и описывал только его переживания, а Гумберт не знает, что творится в душе Лолиты. И потому для нас существует определенная свобода в трактовках. Я считаю, что Лолите доступны очень глубокие чувства.
      Айсулу понимает, что к подлинному успеху идти ей еще долго. Признаков «звездной болезни» не наблюдается. Безумно хочет спеть партии Травиаты, Марфы из «Царской невесты», Джильды из «Риголетто», Снегурочки. По словам мужа, музыканта оркестра, очень требовательна к себе, постоянно допрашивает его и остальных родственников: а что у меня получилось не так, вы все поняли, что я хотела до вас донести?
      Профессиональному артисту обычно приходится во многом себя ограничивать.
      - Для меня единственное требование - выспаться перед спектаклем. И не болеть. Выходя на улицу даже в сравнительно теплую осеннюю погоду, когда нет снега, надеваю головной убор. Вот, в общем-то, и все. Многие считают, что нельзя есть семечки и шоколад, а я ем их, как все нормальные люди. Только в меру, разумеется, и не перед спектаклем. Мне не приходится себя насиловать. Впрочем, это индивидуально, кто-то относится к своему голосу гораздо строже...
      Она считает, ей очень повезло, что она работает именно в Пермском оперном. Здесь, в Перми, живут ее учитель, педагог по вокалу Римма Юдина, ее родители, муж, ребенок. И не манит молодую певицу в другие края...

Текст: Алексей МЕЛЕНТЬЕВ. Фото: Владимир БИКМАЕВ.
материал опубликован в газете Звезда Online 11 ноября 2003 г

Главная/ Небольшие истории о ... / ... о татарах Пермской области. Пермь татарлары турында
первый сайт Бардымского района
© 2003, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz