первый сайт Бардымского района © 2003, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Бардалылар турында

Главная/ Небольшие истории о ... /... о жителях Бардымского района. Бардалылар турында

 

Сорокалетию школы посвящается...

Далёкой младости далёкие мечты
Слетитесь вновь ко мне знакомой вереницей
И разверните вновь страницу за страницей
Забытой повести листы.

А. Гумилев

40 лет пролетели очень  быстро и незаметно, череду  всех пережитых событий трудно восстановить, но школьные годы - это всегда  самые яркие и незабываемые страницы в моей жизни. Я вспоминаю их с улыбкой и грустью о безвозвратно ушедших  счастливых годах детства  и юности.

Какое это было, оказывается, счастье ходить в школу, переходить из класса в класс, собираться вместе после летних каникул, опять браться за нудную, но обязательную учебу, жить в  таком ритме целых 10 лет!

На мой взгляд, наше поколение было намного самостоятельнее и трудолюбивее нынешнего. Оказывать бескорыстную и товарищескую помощь было нормой и для взрослых, и для нас, детей.  Быть всегда уверенным в себе, иметь стержень, не ломаться в трудную минуту, не бояться трудностей и, самое главное,  встать самостоятельно на ноги, - этому учили нас в школе.

Барда была небольшой, школа была одна, мы знали всех в лицо, а класс, в котором учились наши братья и сестры, знали со всеми подробностями. И хотя мы не можем  себя назвать славным поколением  шестидесятников, но на формирование наших взглядов огромное влияние оказывали именно они. Моя старшая сестра, Эльфрида, была примером для подражания во всем, у неё, в свою очередь, кумиром была двоюродная сестра,  Рита, студентка Казанского университета. У остальных была приблизительно такая же картина. Старшие учились и работали с большим энтузиазмом и желанием, были очень целеустремленными. Мы старались быть такими же. Духовной пищей при этом  были книги, фильмы и песни того поколения.

Первая учительница Таисия Ивановна очень не любила ябед, она отучила нас ябедничать строго и категорично. Смешно вспомнить как мы, слабенькие первоклашки, попадали в школу. На дверь была привязана железка, в общем-то, не очень тяжелая, но мы не могли её открыть, и стояли  в ожидании, когда кто-то из старших школьников открывал и заходил перед нами в школу, а мы быстро просачивались за ним следом в эту злосчастную дверь.

А помните, какой был в Барде замечательный кинотеатр? После школы это было второе место, где мы снова могли видеться. Уже на входе там была такая «каша», что уже со ступенек каждый замешивался в неё, конец очереди определить было невозможно. Сильные мальчишки распихивали всех, уверенно лезли без очереди, занимали лучшие места, а если кто-то пищит, раскинув руки, «занято», то били по рукам и садились там, где хотели. В кинотеатр попадали все, но смотрели фильм кто с комфортом, а кто и на полу.

Любимым местом для всех был стадион. Уже весной мы полоскали сапожки в чистейших лужах, бродили по всему стадиону, а когда все подсыхало, там собиралась вся рабочая молодежь Барды. Они играли в футбол, в волейбол, а мы играли в свои  игры. Помню, играли в «магазин», при этом ели всевозможную траву, пили мутную воду из  луж, называя ее молоком. Экология была чистой, родители даже не догадывались, что мы употребляем  в пищу во время игр. Один раз мы нашли за продмагом мороженные бурые яблоки и с удовольствием их ели. Надо сказать, они были такие сладкие и совсем не горчили.   Сейчас, если услышишь такое, схватишься за голову! Ужас! А если бы отравились?!

Мы очень любили собирать фантики. Они были у всех, только называли их «конфетные бумажки». Они были  в основном от карамелек, от шоколадных конфет. Фантиков было мало, может быть продавались редко и привозились из Перми, но запах этих фантиков был такой божественный, что мы с удовольствием обнюхивали их и наслаждались ароматом шоколада!

Иногда по утрам в школе не было света, и наша Таисия Ивановна раздавала  влажные  комочки глины, при керосиновой лампе проходили уроки труда, мы лепили из глины.

Были октябрятами, были пионерами. Как  гордо мы под звуки горна и барабана вышагивали по улице, всех распирало от своей значимости, прохожие смотрят на нас, а мы идем, поем и горланим речевки!

Когда мы перешли «во взрослую школу», началось предметное обучение. Мы же привыкли только к одной учительнице, она опекала нас и предупреждала каждый шаг, а тут друг за другом идут разные учителя! Закончился последний урок, это была биология, Раушания Латыповна взяла журнал, распрощалась и ушла, а мы сидим и ждем, когда нас парами поведут в раздевалку. Никого не дождались и, побаиваясь, ушли сами. На второй день мы бодро покинули школу самостоятельно, оказывается, во «взрослой школе» так принято.

Очень вольные и свободные дни были, когда ходили  школой в колхоз на картошку и лен. Хорошо, уроки учить не надо!

Мы с моей самой близкой подругой Людкой решили общаться друг с другом при помощи сигналов галстуками. Дома стояли друг против друга через стадион, в определенные часы надо было забираться на крыши веранд и махать галстуками. Расписали целую систему вопросов, ответов, и разошлись по домам. На момент связи забралась я на крышу, Людка тоже уже маячит у себя, машу ей: «Сделала уроки?», она в ответ тоже машет: «Не пойму!». Сигналов было очень много, сразу не вспомнить! Тогда она громко заорала: «Да ведь не так играть-то!». На этом сигнальная связь у нас закончилась, не понравилось, ожидали другого эффекта...

В 9 классе мы учились в полукаменной школе во вторую смену.  Нас было два 9-ых класса на всю школу. Как весело было! Начиналась перемена, в классе был свой проигрыватель, пластинки приносили сами, танцевали, места было много. Настроение было отличное, мы смеялись по поводу и без повода! Смешил в основном Саша Плешивых, он рассказывал  свои рыбацкие и охотничьи истории, а мы слушали и заливались! Это было очень беззаботное время!

Выпускной вечер прошел незабываемо! По традиции, наши мальчишки выпили винца за углом, но это было совсем незаметно, пьяными мы их не видели, это они уже сами  позже рассказали. Так было принято у мальчиков-выпускников,  девочек же среди них никогда не было. После выпускного вечера, гуляли до рассвета, встречали утро будущей самостоятельной жизни. Усталые и сонные, мы разошлись по домам. У  Тани Балтаевой папа дома ее спросил: «Что так рано встала? Спала бы еще!». А она: «Я еще не ложилась!».

Получив аттестат, я пришла в ужас! Было страшно перед неизвестностью, что я буду делать?!  Если не поступлю, то надо идти работать, а я ведь ничего делать не умею! Надо, необходимо учиться дальше!

Из нашего класса многие продолжили учебу, поступили в вузы и техникумы, некоторые — на следующий год. В основном учились в Перми. Там мы тоже старались держать связь, школьная дружба сохранялась. Поездки на каникулы и праздники из Перми домой выливались в целые истории. Транспорта было мало,  дороги были ужасные, об асфальте только мечтали! Тряска была такая, что сидящих на  задних местах то и дело швыряло на пол, в автобусе пыль висела в воздухе всю дорогу, а зимой температура была такая же, как и на улице. Часто ездили автостопом, совершенно  доверяя шоферам. Лихие были времена!

Помню такую историю. Это было на первом курсе, на ноябрьские праздники. Колхоз выделил автобус для студентов,  для детей своих работников, неколхозные  родители прослышали про это и тоже спешно записали своих детей на него. В результате битком набитый автобус «с носом» выехал около 10 часов утра в Пермь. Начали ломаться сразу же после выезда из Барды, дымились, кто-то закричал: «Горим!». Но всем было весело, как-никак, а ведь едем! Шутили всю дорогу, балагурили в основном старшекурсники, а мы - «салаги» - с   большим уважением и почитанием внимали им. Ехали долго, можно было и поесть, Амиров Рашит так и сделал. Немного погодя,  Насыров Радик его спрашивает  вкрадчиво: «Ты курицу-то умял?».  Это были старшекурсники, мы благоговейно взирали на них и старательно смеялись над их шутками, даже если было не очень смешно.

Лицо школы - это учителя. Им мы обязаны базовыми знаниями по всем предметам. В школе был очень сильный педагогический коллектив, и, хотя мы учились в сельской школе, наши знания ничуть не уступали знаниям  выпускников городских специализированных школ.

Математику мы знали очень хорошо! Магира Лукмановна, а в старших классах, Бигам Гильмановна, моя любимая мама, с таким умением и настойчивостью разъясняли  этот сложный предмет, что он всегда был понятен и интересен! Мама, уже будучи 87-летней старушкой, решала  задания по ЕЭГ и очень успешно справлялась с ними, она  брала их у Альфии Назировны. Мама всегда жила школой, вся её жизнь была наполнена ею, отдавала всю себя ученикам и любимому предмету Дома мы видели маму только вечерами и в выходные дни, да и то за проверкой тетрадей и подготовкой к урокам. Отдача за такой труд получилась огромной, такую учительницу помнят все, даже те, кто у неё не учился! Всегда  вспоминают её только с любовью и большим уважением, как учителя с большой буквы.

Сильнейшим языковедом была Фарида Шигабутдиновна.  На уроках немецкого языка я не могла себе представить, что через 40 лет смогу общаться с немцем из  Германии без словаря! Конечно, речь идет не о беглой речи, но школьные знания оказались мощной базой на всю жизнь. И если кто-то удивляется моим познаниям, с гордостью говорю: «У нас была очень сильная учительница!».

Очень хорошее преподавание физики Наилем Шариповичем помогло легко сдать физику на вступительных экзаменах. Как сейчас вижу его веселые с хитринкой глаза и вспоминаю его манеру вести уроки, строго, но всегда с юмором.

А уж учителя истории Надира  Хамитовича взахлеб  вспоминают на всех встречах! Его своеобразный, довольно жесткий юмор усмирял моментально весь класс! Историю он знал великолепно. О древнем мире мы слушали затаив дыхание, один раз даже не услышали звонка.

Легко и интересно проходили уроки географии с Розой Фасаховной и Лидией Федоровной. Это были всегда задорные и вдохновенные учителя, заставлявшие бодро тыкать указкой во все точки земного шара и при этом также бодро отвечать.

На уроках труда Райса Калимулловна учила нас жизненной мудрости, рассказывала о сложных ситуациях, которые могут произойти в будущей жизни. Эти рассказы бывали порой очень откровенными и оттого доходчивыми и понятными, мы внимательно слушали и запоминали все, о чем она говорила.

И, конечно, самым главным человеком в школе был директор - Иван Сергеевич! Для меня он всегда останется образцом  директора, такой величественный и строгий! Мне казалось, что он видит всех насквозь, внушает своим взглядом вести себя смирно и не позорить школу.

Учителей за 10 лет было много, обо всех я не написала, но помню и люблю их всех, каждый оставил свой неповторимый и незабываемый след в длинной веренице школьных будней. Они присутствуют незримо во всех воспоминаниях.

На встрече  в честь 40-летия окончания школы очень бы хотелось увидеться со всеми одноклассниками, но следы многих затерялись...  Я позвонила  Романову Леониду в городе Чайковский, а мне сказали, что он уже не живет 3 года по этому адресу и где сейчас он, сказать не могут.

Первоклашки 1959 года! Дорогие учителя! Приезжайте, приходите в школу 27-го июня! Увидимся, вспомним и порадуемся встрече через столько лет! Я благодарна всем одноклассникам и учителям, оставившим свой незабываемый и неповторимый след в моих школьных воспоминаниях! Вы - часть  моей жизни и спасибо, что вы оставили в памяти самые  чудесные и радостные страницы, возвращающие меня в бурную и безвозвратно ушедшую молодость!

Беляева  (Осипова) Лилия Павловна.

01 июня 2009.

Главная/ Небольшие истории о ... /... о жителях Бардымского района. Бардалылар турында
первый сайт Бардымского района
© 2003-2009, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz