первый сайт Бардымского района © 2003, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Пермь татарлары

Главная/Пермские татары/ История края

из книги Ф.Г. Ислаева "Православные миссионеры в Поволжье", Казань, 1999г. Татарское книжное издательство.
Восстание происходило также на территории современной Пермской области. В статье перечислены некоторые современные села Пермской области, Бардымского района.

Восстание Батырши

В неравной борьбе с духовным насилием православных миссионеров при полной поддержке государственной власти исключительно важную роль сыграло восстание мусульманских народов - татар, и башкир - под руководством муллы Батырши, выдающегося деятеля национально-освободительного движения татарского народа, крупного богослова и мыслителя. Именно это восстание, понесенные его участниками немалые жертвы, остановили тотальное наступление государства нехристианской православной церкви на татар-мусульман и дали шанс возможности сохранения исламской религии. Батырша родился примерно в 1715 году в деревне Карыш Сибирской дороги Уфимского уезда (ныне деревня Карышбаш, Балтасинского района Республики. Башкортостан) в мишарской семье. Он получил для своего времени фундаментальное религиозное образование - сначала учился в медресе деревни Тайсуган (ныне Альметьевский район), а затем совершенствовал свои познания у известного муллы ахуна Абдусалям Урай улы в деревне Ташкичу (ныне Арский район). Время учебы шакирда Батырши по времени совпало с периодом, когда насильственное крещение мусульманских народов, особенно татар, приобрело наиболее жестокие формы. Именно в условиях тотального наступления православной церкви против ислама формируются религиозные и философские взгляды Батырши, которые в конечном счете v стали фундаментом его мятежного духа.
После завершения учебы в Ташкичу он несколько лет обучал детей в Гайнинской волости Уфимского уезда Осинской дороги, в Исетской провинции в мишарской деревне. Через четыре года после окончания учебы он вернулся в свою родную деревню Карыш в качестве муллы. Вскоре слава о нем как об ученом мулле, знатоке шариатских законов, справедливом при решении самых сложных спорных житейских вопросов и хорошем учителе медресе распространилась по многим мусульманским регионам. Его медресе стало авторитетным учебным заведением, где обучались шакирды не только Уфимского, но и не близких деревень Казанского, Кунгурского уездов Исетской провинции.
Батырше скоро стало ясно, сколь гибельна для мусульман миссионерская политика Российского государства и русской православной церкви, так как последовательное осуществление ее неизбежно означало поголовное насильственное крещение каждого правоверного мусульманина. Потеря исламской религии - основы мировоззрения и поведения татар - означала и потерю национальной самобытности народа, имеющего тысячелетнюю историю. На волне всеобщего недовольства и возмущения татар, башкир и других языческих народов России Батырша пришел к неизбежному выводу, что только вооруженное восстание против духовного и экономического насилия может дать шанс сохранению традиционной религии и мусульманских духовных ценностей.
К середине 50-х годов возмущение народов против колониального насилия достигло апогея. Батырша, пытаясь придать организованность стихийному возмущению народа, весной 1755 года выступил с "Воззванием", призывающим начать открытое вооруженное выступление 1 июля 1755 года. Это воззвание было широко распространено среди татар и башкир его шакирдами и ближайшими сторонниками.
Воззвание, содержащее программу антиколониального восстания, написано в форме толкований цитат из священной книги мусульман - Корана - и собраний хадисов, высказываний и изречений пророка Мухамеда. Батырше было очевидно, что борьба против русской колониальной власти могла быть успешной только тогда, когда она могла объединить под знаменем ислама всех мусульман. Только исламское единство могло гарантировать успешную борьбу против насилия.
Мулла Батырша писал: "Из года в год и изо дня в день передаются слухи о приходе войск из мусульманских стран. Если бог доведет нас до этой надежды, то и мы, если будет угодно богу, что-нибудь предпримем. Иначе если мы будем действовать с немногочисленными здешними мусульманами, то не сумеем оказать сопротивление неверным с их многочисленным, подобно сыпучему песку, войском и не найдем иного способа, кроме как покинуть свои жилища" 1.
В условиях реальной угрозы потери татарами исламской религии защита религии, ее непреходящих духовные ценностей означала и защиту национально-культурной самобытности татарского народа.
Мулла Батырша здесь выступал не только против духовного насилия миссионеров. Он прекрасно понимал, что политика насильственного крещения подрывала и основы экономического благосостояния мусульманского населения. В результате последовательного осуществления политики насильственного крещения значительно ухудшилось экономическое положение податного населения, вынужденного платить еще и налоги за крещеных, она ущемляла интересы и состоятельных мусульман, так как работники, занятые на отработке своих долгов, в случае крещения освобождались от своих долговых обязательств. К разорению татарского населения вело и переселение некрещеных на новые, часто не освоенные места.
Говоря о принудительном крещении, мулла Батырша подчеркивал: "И вообще цель русских была та, что если бы они имели возможность, то они в одно время всех мусульман, живущих в стране русских, обложили бы непосильными налогами и, тем самым совершенно их истощив, хотели бы насильственно заставить их принять свою ложную веру".
Программа муллы Батырши требовала освободить все население от непомерных налогов, подводной повинности, работы на строительстве, города Оренбурга и крепостной на укрепленной пограничной линии и других казенных сооружений, упразднить военно-сторожевую службу, запретить строительство в крае заводов и крепостей, нe допускать захвата земель, восстановить право башкир на бесплатное пользование солью из местных месторождений, предоставить крещеным право вернуться в мусульманскую веру, снять с некрещеных дополнительные налоги и повинности, запретить старшинам заниматься Шариатскими делами, оставив их полностью в компетенции духовенства.
Все эти требования в условиях сохранения русской колониальной власти реализовать было невозможно, поэтому объективно означали призыв к самостоятельности мусульман от Российской империи.
Мулла Батырша, кроме идеи исламского единства, заложил и основы тюркского единства, идеи, которая в последующем получила название "пантюркизма"; хорошо знакомый с историей своего народа, он не представлял мусульманскую солидарность без тюркского единства. Он прекрасно понимал, что после завершения колонизации башкирских земель следующей страной притязаний русских станут казахские земли, а затем и Средняя Азия, и Кавказ, и Крым.
Заслуживает внимание и обоснование Батыршой права народа выступить против властей: "Если мы находимся под клятвенным обетом одного падишаха, и если этот падишах тверд и постоянен в своем обете, то мы, по предписанию нашего шариата и нашей священной книги, обязаны жертвовать своими головами и жизнью. Если падишах не обеспечивает в настоящее время взятые на себя обязательства по защите своих подданных от притеснений, если повинности постоянно меняются и накладываются новые, то мусульмане обязаны примкнуть и помочь своим единоверцам и постараться о возвышении веры по способу, предписанному шариатом"2.
И.Г.Акманов в своей брошюре "За правдивое освещение истории народов" считает, что "Батыршу нельзя считать предводителем восстания, тем более называть это движение его именем, как ошибочно писали дореволюционные историки"3. Исследователь, посвятивший всю свою жизнь изучению истории башкирских восстаний XVIII столетия, не может не знать фактическую сторону этого крупнейшего народного восстания середины века. В данном конкретном случае не дореволюционные историки ошибались, а уважаемый профессор сознательно пытается исказить историю национально-освободительного движения народов Российской империи, выполняя таким образом своеобразный наказ митрополии. Историкам прекрасно известно, что идейными вдохновителями, а зачастую и фактическими руководителями всех без исключения башкирских восстаний были татарские муллы, просвещавшие башкир светом мусульманской религии.
В подтверждение данного тезиса приведем слова другого знатока восстания Батырши С.M.Васильева, который писал буквально следующее: "следует признать его (Батырши - Ф. И.) неутомимую деятельность по подготовке и организации самого восстания"4.
Следует особо отметить, что воззвание, написанное Батыршой и распространенное его шакирдами и соратниками среди мусульманского населения края, сыграло главную организующую и мобилизующую роль в подготовке восстания. Батырша энергично призывал: "Вы, верующие, не страшитесь, что нас, правоверных, мало, а их, россиян, много и что мы против их восстать не можем. Извольте знать и ведать, что я, Абдулла Мязгильдин, всех четырех дорог народа правоверного состояния и тайность разведал и познал; с некоторыми попечительными учеными,, смышлеными и подлыми людьми (то есть простым народом - Ф. И.) советовал, и условясь, срок предположили,. чтоб в сем 1755 году, после праздника и разговения, т. е. июля 1 числа, восстать и, последуя стезям пророка нашего, повинуясь повелению божию, устроя себя в военном-оружии, их, неверных россиян, разорить во славу Бога и возлюбленника его пророка приступимте, ибо во все стороны письма и вести от нас разосланы, чтоб к вышеупомянутому назначенному дню изготовились и выезжали" 5 .
Однако события развивались стремительно, а возмущение людей против русской колонизации и религиозного насилия было настолько велико, что башкиры Бурзянской волости Уфимского уезда еще задолго до назначенного" Батыршой срока, в мае 1755 года начали активные действия. 15 мая башкиры во главе с Джилан Иткуловым и Худайберды расправились с начальником горно-изыскательских работ Брагиным и его помощниками. Брагин незадолго до этого был направлен из столицы в южные волости Ногайской дороги "для отыскания и разработки цветных камней". За короткий срок пребывания в Башкирии он больше занимался грабежами и насилием местного населения, чем поиском минералов. Возмущенные башкиры уничтожили отряд Брагина. 18 мая восставшие разорили Сапсальский ям Исетского тракта и двор Брагина. Кроме того, они стали нападать на проезжавших чиновников, расправлялись с находившимися в почтовых станах драгунами.
Власти Оренбурга приняли энергичные меры против повстанцев. Уже 22 мая в Бурзянскую волость прибыла воинская команда во главе с подполковником Исаковым. Несколько позднее сюда же были направлены более тысячи солдат и казаков. В помощь этим силам были мобилизованы башкирские старшины со своими отрядами. Участники мятежа, их семьи и родственники были арестованы, скот и имущество было конфисковано. Уцелевшие жители бежали к казахам6.
Чтобы не допустить впредь волнений среди башкир, тогда же колониальные власти приняли решение о строительстве в центре Бурзянской волости Зилаирской крепости, которая обеспечивала бы эффективный контроль за действиями беспокойных башкир. Привлечение башкир к строительству этой крепости, продолжающееся насилие над местным населением, вызвало новое возмущение. В начале августа 1755 башкиры Бурзянской волости восстала вновь. 9 августа мятежники напали на Вознесенский медный завод, отогнали заводских лошадей, в ряде мест подожгли леса. Бурзянцев поддержали жители соседних волостей. 18 августа в 30 верстах от Зилаирской крепости отряд Кучужбая окружил и истребил команду капитана Шкапского в составе роты драгун и 50 казаков7.
Гайнинская волость Осинской дороги Уфимского уезда стала вторым центром подготовки восстания. Батырша наладил постоянную связь с жителями этой волости, в частности с муллой Исхаком из деревни Тюнгак. Активная подготовка гайнинцев к антиправительственным выступлениям была замечена властями. В середине июля 1755 года старшина волости Абдул Куджагулов сообщил в Осинскую воеводскую канцелярию, что "его волости 20 человек башкирцев, подволошных четырех деревень, начинают бунт". Властям, однако, задержать оговоренных участников не удалось, так как они посланному копиисту и солдатам "не дались, и едва от того оные посланные убежали".
После возвращения Батырши из Оренбурга, куда он ездил специально для установления более тесных связей с местными татарами, в деревне Карыш состоялся своеобразный совет, в котором приняли участие Аликей из деревни Уруш, Масгут и Урускул из деревни Мирасим, мулла Юсуф из деревни Турна и Бурхан Мустафа улы. На этом совете Батырша призвал собравшихся, чтобы они сели на лучших коней и ехали в Гайну, встретились там с муллой Исхаком и начали восстание, которое потом необходимо распространить в соседние волости Осинской и Сибирской дорог Уфимского уезда. Все присутствующие высказали готовность пожертвовать собой за исламскую веру, решили идти домой и готовиться к выступлению.
Во второй половине августа в Гайнинскую волость направляются Батыршой Максут и Урускул, Исмагил из Казанского уезда и Ахмар. Сразу же после появления посланцев Батырши в волости начались волнения. 27- 28 августа восставшими под руководством Мустая и Акбаша был убит старшина Тайнинской волости Абдул Куджагулов "за великие денежные сборы", как один из полностью дискредитировавшихся представителей колониальных властей. В деревне Султанай Сагит Чубаркин начал изготовление ратниц. Во многих деревнях, в том числе в Башапе, Султанае, Тюнгаке, Аклуше состоялись собрания местных жителей (жыены), где выступали Чурагул и Исхак и местный ясачный татарин Акчура Ягутеев. На этих собраниях зачитывалось "Воззвание" Батырши, которое местными жителями воспринималось как призыв к открытому восстанию. На 1 сентября намечалось всеобщее выступление.
Тем не менее намеченные меры так и не удалось осуществить, подготовительные работы так и не стали прелюдией активных действий восставших. Виной тому стало решительное выступление Туктамыша Ижбулатова, который был избран старшиной Гайнинской волости после убийства прежнего старшины. Добившись избрания на пост старшины, он немедленно развернул активную работу для срыва антиправительственных выступлений в волости. Он вполне сознавал, что только активная поддержка властей может укрепить его положение как старшины. Эти решительные действия Туктамыша Ижбулатова показали, что к власти в волости пришел весьма решительный деятель, который на протяжении более чем 20 лет бессменно будет волостным старшиной, даже членом Екатерининской комиссии.
Встреча противников состоялась у деревни Кызыл Яр. Сторонники Ижбулатова, не встретив активного противодействия, рассеяли собрание в этой деревне. Это событие стало переломным в подготовке восставших к активным действиям. Потерпев поражение здесь; противники колониальных властей уже не сумели организовать вооруженное выступление в волости и направились в Карыш для встречи с Батыршой. Однако они в Карыше Батыршу уже не застали, так как он вместе с семьей и ближайшими соратниками и учениками скрылся в лесу 1 сентября. Гайнинцы вернулись в волость, рассеялись и стали скрываться в разных дальних деревнях и ближайших лесах.
Власти принимали энергичные меры для изоляции и подавления возможных волнений. Карательные отряды вступили в пределы Осинской дороги в 20-х числах сентября. Организованного сопротивления эти войска здесь уже не встретили. Участники волнений, активные сторонники Батырши были пойманы и привлечены к следствию.
Эти события получили любопытное отражение в Кунгурской летописи Шишкиных. Так, за годом 1755 отмечено, что "некоторые воры башкирцы в Уральских горах и около Казанской крепости чинили на российских людей нападения и смертельные убийства, а также смежно живущие в Кунгурской и Уфимской уездах Гайнинской волости башкирцы тогда же имели возмущение - почему и принята была в Кунгуре и по уезду в острожках от тех воров башкирцев крепкая предосторожность: тогда же были употреблены от бывшего в Оренбурге господина действительного тайного советника и кавалера И.И. Неплюева к усмерению бунтовщиков башкирцев два регулярных конных полка, чрез которых посредство город Кунгур и уезд от воров башкирцев и охранен" 8.
Мулла Батырша еще в течение целого года скрывался от властей, а 6 августа 1756 года был пойман и передан властям; он погиб 24 июля 1762 года в Шлиссельбургской крепости в неравной борьбе с тюремщиками.

Шлиссельбургская крепость
Шлиссельбургская крепость - место гибели Батырши

На религиозный характер восстания Батырши указывает реакция Российского правительства. Уже 3 сентября 1755 года императрица Елизавета Петровна отменила переселение некрещеных татар, "состоящих в Казанской и протчих губерниях магометанского закону некрещеных татар, живущих с крещеными в одних деревнях, не переселять", а жалобы новокрещеных на татар разбирать в Казанской губернской канцелярии вместе с духовными персонами, "особливо по нынешним известным обстоятельствам" 9.
Таким образом, отменялась наиболее дискриминационная практика переселения некрещеных татар, а их жалобы теперь должны были рассматривать светские власти, правда, вместе с миссионерами, чего ранее и представить было трудно. При этом закон предписывал более внимательно отнестись к взаимным обвинениям с учетом "известных обстоятельств", т. е. восстания Батырши.
Год спустя, в 1756 году, правительство разрешило строительство мечетей в татарских селениях. Указ от 23 августа 1756 года разрешал в Казанской, Воронежской, Нижегородской, Астраханской и Сибирских губерниях строить мечети10. Еще ранее были удовлетворены требования татар по оплате труда на адмиралтейских корабельных работах.
Наиболее активные проводники политики насильственного крещения татар-мусульман епископ Казанский и Свияжский Лука Канашевич и митрополит Тобольский и Сибирский Сильвестр Гловацкий осенью 1755 года были перемещены в другие епархии, где не было мусульманского населения.
Таким образом, только активное выступление мусульман, включая и вооруженные формы, против духовного насилия со стороны колониальных властей и русской православной церкви стало той преградой, которая заставила российское правительство отказаться от нереальных планов повсеместного крещения мусульман и встать на путь диалога с исламской религией.

Примечания.
1. Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне. Уфа
1993.-С. 93.
2. Там же.-С. 94.
3. Акманов И. Г. За правдивое освещение истории народов.- Уфа, 1995.-С. 57.
4. Васильев С. М. Роль Батырши в восстании 1755 года в Башкирии // Страницы истории Башкирии.-Уфа, 1974.-С. 25-32.
5. Дубровин Н. Пугачев и его сообщники.- Т. 1.- С. 261__262.
6. Акманов И. Г. Башкирские восстания в XVIII в. Учебное пособие-Уфа, 1987-С. 55.
7. Там же.-С. 56.
8. Кунгурская летопись Пиликиных.- Пермь, 1886.-С. 16-17.
9. Полное собрание...-Сер. П.-Т. 4.-С. 173-174.
10. Там же.-С. 230-234.

Главная/ Пермские татары/ История края
первый сайт Бардымского района
© 2003, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz