первый сайт Бардымского района © 2003, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Пермь татарлары

Главная/Пермские татары/История

Пошли искать клад!

Былтыр,
кладоискатель-теоретик

А не пойти ли нам где-нибудь с лопатой покапать, авось вдруг чаво найдем, и это будет не ржавая кастрюля, выкинутая соседом пару лет назад за не надобностью.
Короче говоря, дусларым, когда я собирал материалы для этого сайта набрел на информацию о кладах и находках, найденных на территории Пермской области. И в моей голове созрел коварный план найти еще не найденное золотишко и серебришко. Дождусь законного отпуска, возьму большую лопату, нацеплю на руку компас, положу в рюкзак пару консерв "кильки в томатном соусе" (должно хватить), книжку "Хоббит, или путешествие туда и обратно". И двину на встречу приключениям, опастности и само собой разумеется богатству.
Так как нынче времена не спокойные, по дорогам шастают разные подозрительные люди, решил я набрать в компанию таких же как и я, смелых, умных, отважных и разумеется интеллегентных компаньёнов. Приветствуется умение разжигать костер с одной спички, и всякие там музыкальные таланты, как например, наигрывание на лютне старинных татарских мелодий, и умение петь старинные татарские песни хором. Вместо лютни на худой конец сойдет и фанерная гитара, купленная в отделе музтоваров за 28 рублей в стародавние советские времена. Все найденное можно делить или по справедливости, или поровну. Договоримся.
Что еще? Во первых, предлагаю проникнуться духом кладоискательства, вернее даже будет сказать кладоискательством духа. Представьте себя те древние времена, когда древние наши предки закопали эти несметные богатства, в надежде, что мы их потомки найдем все это. Это как бы они, предвидя наше тяжелое финансовое положение, решили помочь нам финансами, и закопали эти финансы в землю. Очевидно, что с баксами в то время была напряженка, а рублям видимо уже и в то время не доверяли, и поэтому решили что всякие там изделия из драгоценных металлов получше будут. Не говоря уж, о том что золотой горшок с надписью-советами нам потомкам, стоит гораздо дороже аналогичного по весу слитка золота. Археологи, на вопрос "а скоко такая штука стоит", обычно отвечают, что эти сокровища бесценны, и что главное мол не денежная цена, а духовная-историческая. Я после такого ответа, мысленно приписываю еще пару нулей. Так вот дуслар, надо спешить, пока к нашим татарским сокровищам, оставшим нам наши татарские, булгарские, хазарские, тюркские и гуннские дедушки, первыми не добрались эти жадные археологи, которые хотят нажиться на найденных сокровищах, путем написания позднее всяких там десертаций и монографий, тьфу!
Процесс проникновения сокровищ на территорию Пермской области происходил следующими путями
- посредством торговых связей между племенами Поволжья и Приуралья с одной стороны, и кочевниками тюрками с другой.
- как военная добыча или подношение царей Турана, Иранского шаха или Византийского императора родо-племенным вождям кочевников, предводителям тюркского или хазарского войска.
Сюда, в зените лета добиралась каганская ставка и находилась до ранней осени, готовясь в обратный путь.
"Здесь и травы, произрастая в большом изобилии, прокармливают бесчисленные стада... Словом сия страна совершенно различна от той, где мы по сие время находились...Тут заключаются досвадебные договора, празднуют свадьбы, открывается торговля, начинаются религиозные празднества..."


Ниже я предлагаю прочесть некоторые материалы, чтобы вы проникнулись духом так сказать.

в 1925 году крестьянином д. Бартым Г.Давлетшиным во время пахоты было найдено византийское блюдо. В 1947 году жителем той же деревни трактористом Х.Капризовым была найдена ладьевидная серебряная чаша. В 1949 году на том же поле бригадиром Калиуллиным найден массивный серебряный кубок, а в 1950 году колхозником Фаизхановым - большая серебряная чаша, содержащая 264 серебряные монеты. Бартымский клад византийских монет является уникальным, т.к. состоит из однотипичных, никогда не бывших в обращении монет Ираклия. Следовательно, монеты клада поднесены какому-то знатному лицу непосредственно из императорского монетного двора и перенесены в Бартым. В Восточной Европе известны только два клада этих монет, обнаруженных в Поволжье и Приуралье (Бартым, Шестаково).

В 1951 году учеником Копчиковской школы (село Копчик расположено недалеко от Бартыма) М.Салиховым близ деревни Бартым было найдено серебряное позолоченное блюдо с фигурами двух львов и с туранской надписью.
Бартымские местонахождения показывают, что предметы обнаружены в разных местах, где не было ни жилищ, ни поселений. Следовательно, их появление связано с активностью кочевников.
Наиболее ранние сосуды с туранскими надписями появляются в IV-VI вв., т.е. в основном относятся к гуннскому периоду и связаны с проникновением ранних тюрков в Поволжье и Приуралье.

Ознакомимся с впечатлениями путешественников X-XIII веков, которые посетили эти земли. Одним из первых летописцев, посетивших Урал, был известный арабский путешественник XII века Ал-Гарнати Абу Хамид. Он описывает землю Прикамья как страну Вису, где "охотятся на бобров, горностаев и белок. День там летом длится 22 часа. В стране Вису живут краснощекие, голубоглазые, белокурые люди в льняных одеждах и меховых шкурах".

Всего на территории Пермской области было найдено свыше 200 серебряных культовых иранских блюд VI-VII веков — такого большого скопления серебряных иранских блюд не было обнаружено нигде в других частях России.
Впервые о металлических изображениях из Приуралья и Сибири мы узнаем из книги амстердамского бургомистра Витсена "Norden Oost Tartarye"(1692г.). Несколько позже, в начале XVIII века, Вебер, рассказывая о находках древностей из Приуралья, также упоминает о фигурках животных и людей из бронзы и золота, доставленных в Кабинет Петра Первого.
В данный момент коллекции пермского звериного стиля имеются не только в собраниях музеев Перми и Пермской области, но и Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Национального музея Финляндии и др.

 

Обнаружено в 1893 году в дер. Керчев Чердынского уезда Пермской губернии. Позолоченное серебро, диаметр 28 см.
На внутренней стороне блюда - классическое изображение царя на коне, рубящего прямым мечом нападавшего на него вепря. На голове царя - корона в виде рогов барана. Над рогами расположен круг (солнце). Лицо царя бородатое, усы скручены наверх, а на правом видимом ухе - серьга.
На обратной стороне блюда помещена напоминающая хорезмийскую, но отличающаяся от нее в деталях тамга. Далее великолепным почерком и грамотно выгравирована туранская надпись.
Находится в колекции Пермского музея

Представленное на снимке иранское блюдо эпохи Сасанидов (VII век) было найдено в 1967 году в дер. Большая Аниковская на реке Вишера в Пермской области (прежде на этом месте было обнаружено еще семь иранских культовых блюд). Блюдо уникально рисунками, вырезанными на обеих сторонах рукой шамана в IX-X веках. Это звери, рыбы, птицы, солнце и шаманы в масках.

Бляха Бронза Пермский звериный стиль I тыс н э

Ну что? Вы уже ищете лопату?

Главная/ Пермские татары/История
первый сайт Бардымского района
© 2003, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz