первый сайт Бардымского района © 2003-2004, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Пермь татарлары

Главная/Пермские татары/Общество

Выступления на выездном заседании Исполкома Всемирного конгресса татар в Перми.
24 октября 2001 года.

Р.А. Исмагилов (глава администрации Бардымского района):

 Р.А. Исмагилов Уважаемые участники выездного заседания , дорогие гости! Позвольте мне от всего населения Бардымского района передать искренние поздравления!

Бардымский район - особенный регион в нашей области. Его история уникальна и богата историческими событиями. Вся национальная политика, проводимая и царской Россией, и Советской властью, и сегодняшними политиками напрямую касалась нашего края и влияла на судьбу его народов.

В разные этапы истории мы сумели сохранить себя как территория компактного проживания татар и башкир. С 1865 года мы живем в составе Пермской губернии. Веками тесно сотрудничаем с соседями - с Башкортостаном, Татарстаном. Особые отношения установились с Татарстаном. У нашего народа язык татарский со своим бардымским диалектом, который в себя включает и башкирские слова, что свидетельствует о наличии наших единых корней из древнего тюркского мира.

Как район мы образовались в 1924 году. Площадь составляет 2382 квадратных километра. Численность населения составляет 29 тыс. 247 человек. В том числе 94% - татары и башкиры. На территории района расположены 65 населенных пунктов, число административно-территориальных единиц представлено 17 сельсоветами. По району протекает приток Камы - река Тулва и десятки малых рек. Расстояние до областного центра - 165 км. Более 40 лет в районе добывается нефть, по территории проходят 6 ниток трансконтинентальных газопроводов. Основным богатством района является земля и леса. Район сельскохозяйственный. Существует 22 коллективных и 15 фермерских хозяйств. Взят курс на увеличение объемов производства сельского хозяйства. Есть предприятия местной промышленности. Однако основными бюджетообразующими отраслями являются нефтяная - и газовая, внесшие большой вклад в развитие социальной сферы района. В последние годы, согласно областных программ, неплохо занимаемся дорожным строительством, газификацией района. Развита сеть связи. Имеется 18 АТС, около 5 тысяч абонентов. Имеется телевизионная башня. Транслируются 5 теле и 6 радиопрограмм, в том числе Казанское радио. В районе функционирует 43 общеобразовательные школы. Бардымская школа приобрела статус национальной гимназии. Работают также национальный детский дом и коррекционная школа, ПУ-84, на базе которого работает филиал Чайковского промышленно-гуманитарного колледжа, станция юных техников, детская спортивная школа, дом творчества юных и т.д. Работает отделение института повышения квалификации работников образования.

Население района обслуживают 83 учреждения культуры, кинотеатр, 33 библиотеки, детская музыкальная школа, народный театр, детские ансамбли и т.д.

Особенным событием можно считать, проведенную в 1993 году, в Барде, научно-практическую конференцию «Татары и башкиры Прикамья: проблемы и перспективы национального возрождения». Документы этой конференции и сегодня являются предметом обсуждения в ученых кругах. Хотя у многих моих земляков записаны в паспорте «башкир», но они говорят на татарском языке. Кто мы? Башкиры или татары?

Процесс этногенеза - это очень сложное, длительное и до конца неуправляемое властью явление. Мы открыты для всех, кто нас уважает. Нас принимают и понимают такими, какие мы есть.

Например, в Башкортостане меня избрали в состав Исполкома Всемирного Курултая башкир. А вот мой заместитель Салим Назипович Назин является членом руководящих органов Исполкома Второго Всемирного конгресса татар и членом Координационного совета по национальным вопросам областной администрации.

За истекшие годы по возрождению, сохранению и развитию культур народов Прикамья в нашей области делается немало. Реализуются уже третья целевая комплексная программа «Гармонизация национальных отношений народов Прикамья».

Далее, прошедшая в прошлом году в Перми научно-практическая конференция «Полиэтнический регион - 2000» показала, что работа, проводимая областной администрацией, служит укреплению дружбы между народами ни только внутри области, но и за ее пределами. Мы всегда придерживаемся взвешенного подхода в национальных вопросах, межэтнических отношениях, постоянно работаем над этнокультурным развитием, не допуская при этом национального эгоизма, сепаратизма и изоляции. Сегодня важно формирование культуры межнациональных отношений и толерантного поведения. Основными направлениями нашей деятельности по-прежнему остаются сохранение и развитие национальных культур, образования, межнационального сотрудничества, средств массовой информации, удовлетворение духовных запросов населения района.

Барда всегда принимает самое активное участие во всех мероприятиях национального и межнационального характера и по мере возможности оказывает помощь другим администрациям и общественным формированиям в проведении национальных и религиозных праздников. Дней татарской литературы и искусства в Прикамье, областных конкурсов, конференций, выездных заседаний ректоров вузов с участием ученых соседних республик и т.д.

Исторически сложилась так, что в основном обучение и воспитание в общеобразовательных учебных заведениях района ведется на татарском языке. Из 43 общеобразовательных школ в 37 - преподавание ведется на татарском языке. В общеобразовательных учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, дополнительных) сложилась система воспитания детей на основе татарской и башкирской народной педагогики (этнопедагогики). Наличие договоров о сотрудничестве между Министерствами образования Республик Татарстан и Башкортостан и Департаментом образования и науки Пермской области дают возможность успешно использовать у нас в районе богатый опыт работы по этнопедагогике, накопленный в республиках. Изучение и накопление материала, характеризующего народное творчество, традиции, обычаи, обряды, быт народов, населяющих наш район, идет целенаправленно, системно и постоянно. В каждом дошкольном учреждении имеются национальные (татарские, башкирские) мини-уголки, мини-музеи. Разрабатываются картотеки малых фольклорных жанров, татарских и башкирских народных игр, песен, сценарии праздников, утренников. Изготавливаются образцы татарского и башкирского орнаментов для занятий по художественной деятельности, собирается художественная литература.

В детских садах имеется опыт по приобщению дошкольников и истокам татарской народной культуры. Родной язык - основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать национальные и культурные общечеловеческие ценности. Это - наилучшее средство познания истории народа, его духа, воспитания любви и уважения к родному народу. Сегодня я, конечно, мог бы привести сотни примеров, как осуществляется на практике обучение и воспитание на основе этнопедагогики, но из-за неимения времени я бы просто предложил, кто интересуется приехать и увидеть все это на месте. В последние годы Бардымское представительство ПОИПКРО и управление образования успешно сотрудничают с Татарским институтом непрерывного образования, г. Набережные Челны и лабораторией технологии творческого развития при этом институте по проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях. В 2000 году был проведен 3-х дневной семинар в Бардымской гимназии, а в феврале 2001г. на базе Сарашевской средней школе Бардымского района организована работа круглого стола с участием 140 педагогов из 10 районов области. Педагоги-технологи психодидактики В.С. и Ф.Г. Казыхановы, М.Г. Музафарова не ограничивались изложением теоретической стороны проблемы, но и давали открытые уроки и реализовали учебно-методическую литературу на 20 тыс. рублей.

На базе представительства ПОИПКРО при администрации Бардымского района с 1 октября 1995г. по 1 сентября 2001г. проведено 8 курсов, где принимало участие дсего 1453 слушателя (19 категорий педагогических работников из 12 районов области). Здесь принимали участие 14 специалистов и ученых из республик Татарстан и Башкортостан. В том числе: доктора филологических и педагогических наук Х.Ю. Миннегулов, Ф.М. Хисамова, Ф.Г. Галимуллин, Р.Х. Шаймарданов и другие.

С 1999 года на базе ИПКРО прошли курсовую подготовку 7 учителей татарского и русского языков Бардымского района, с 5 по 23 февраля 2001 года в работе курсов «Управление качеством образования в татарской школе» принимали участие 9 руководителей школ из 7 районов (в том числе из Бардымского района - 3).

С 1996 по 2001 годы в работе двух Всероссийских, 3 межрегиональных и одного Курултая принимали участие 17 педагогов из 6 районов области (в том числе 10 - из Бардымского района). Наш район является методическим центром также в области национальной культуры. Почти все областные семинары, конференции, конкурсы проводятся на нашей базе или с участием наших коллективов.

С Республикой Татарстан мы всегда поддерживали дружеские и деловые связи. Татарстан был и остается кузницей кадров для национальных учреждений образования и культуры. В Татарстане наши духовные корни. Например, 72,2% учителей татарского языка и литературы получили высшее образование в вузах Татарстана. Неплохие отношения и связи налажены в области торговли, экономики, культуры и других областях.

В заключение хотел бы заострить внимание на этносоциальных проблемах, которые предстоит решать в дальнейшем:

    - Беспокоит судьба областной татарской газеты «Халык чишмэсэ». Редакционной коллегии нет. Средств выделяется недостаточно.
    - Недостаточно выделяются средства со стороны областной администрации на укрепление материально-технической базы Бардымской типографии, где печатаются материалы на татарскомязыке.
    - Беспокоит материальная база национальных школ и культурных учреждений. Почти все школьные здания и клубы находятся в аварийном состоянии. Средств на строительства не выделяются. Например, за последние 5 лет в Бардымском районе построено лишь одно здание - Федорковская начальная школа.
    - Исполкому Всемирного конгресса татар следует обратить внимание на подготовку национальных кадров и оказывать более действенную помощь в этом вопросе, особенно при поступлении наших абитуриентов. Пока Башкортостан принимает выпускников наших школ активнее, чем Татарстан.

Главная/ Пермские татары/Общество
первый сайт Бардымского района
© 2003-2004, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz