первый сайт Бардымского района © 2003, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Kitaplar

Главная/Книги/"Пермские татары"

 

Приложение I.    Материалы по истории деревень пермских татар

(по полевым данным, собранным Ю.Г.Мухаметшиным).

I. Деревня Танып (Бардымский район Пермской области).
В период основания деревни (приблизительно 300 лет тому назад) на этих местах других деревень не было. Поэтому Танып из всех окрестных деревень, расположенных по р. Тол, считается наиболее старой (древнее бывшего уездного центра Оса). Первыми здесь поселились татары-тептяри. Их также называли припущенниками. Они переселились сюда из-под Казани, спасаясь от крещения. Старшим среди них был дед Биккул Кушкилдин. Он несколько раз ездил в Чердынь (возможно, к Демидовым) на лыжах, чтобы получить документ на право владения землями. Отвозил туда подарки -шкуры ценных зверей. Наконец, в одну из поездок, привез документ, написанный на звериной шкуре (сактоян). Тептяри получили право на владение землями, начиная от истоков р.Ермия до ее впадения в р.Тол и землями, расположенными по нижнему левобережье р.Тол до р.Кажмакты (р.Барда). По реке Барда тоже поселились тептяри, называемые бардобашские тептяри ("бардабаш типтэрлэре"). Татары из-под Казани, в основном портные, мелкие торговцы, оседали в деревне и в более позднее время. До революции, например, здесь остались портной дед Ярулла и другие.
В прошлом старики составляли "шажэрэ". Они теперь утеряны. В "шажэрэ" указывалась родословная многих тептярских семей (фамилии записывались по названию рода: нэсел, зат. Распространенными были "насел" Чурагуловых, Чуракаевых, Туйгильдиных, Гумаровых, Якуповых, Яткуловых, Макачевых, Нурмухаметовых.
Расселение в деревне было по родственному признаку. Члены одного рода старались обстраиваться поближе друг к другу, на одной улице. Усадьбы тептярей в основном были на улицах, называемых "типтэр жыен", "мэчет жыен", "тавык жнен".
Башкиры в деревне поселились позднее тептярей. Они основали свою улицу ("башкорт жыен") на правом берегу р. Тол. Башкиры являлись выходцами из-под Осы, из деревни Удик. По реке Тол размещались многие башкирские деревни. Они имели свое кантонное управление.
Вблизи р.Тол, на р.Башап (Ар Башап) поселились удмурты. Видимо, часть удмуртов когда-то жила и в деревне Танып. Одна из улиц в деревне называется "ар жыен" и на ней расселен самый многочисленный род Батыркаевых. По преданиям, основатель этого рода был удмурт. Были роды и марийского происхождения, таковы: Уразтемировы, Габжалиловы, Алешины. Они жили на отдельной улице ("чирмеш жыен"). В настоящее время потомки удмуртских и марийских родов причисляют себя к башкирам. Данные материалы собраны учителем Нурмухаметовым Г.Ш. в 1974 г. от стариков деревни и от информаторов Уразтемирова Хисаметдина (1895 г.) и от Халилова Хэтми (1910 г.).

2. Деревня Бердыкаево (Саескан, Суксунский район Пермской области).
Деревне Саескан 300-350 лет. Первыми поселенцами считаются татары, прибывшие из-под Казани. Это два родных брата: дед Бердикай и дед Агафон. Первый основал деревню Бердикаево, а второй - д.Тау авыл (Агафонково). Они владели всеми окрестными землями, но позднее часть земель была продана русским.
Население деревни называет себя татарами, а при выезде в другие районы - уральскими татарами. Себя и жителей дд.Агафонково, Лямпа, Карчи, Гайна и Юлтаево по языку и быту отличают от бардинских. Районы за г.Красноуфимском называют "Офэр як", к западу -"Барда як", а свои места " Кунгур як" (окрестности называют "Чурэ як").
Самыми старинными в деревне считаются три рода: Аит патакасы, Давит патакасы, Мелек патакасы ("патака" - общее название всех семей рода). Отдельные семьи обозначают термином "зат", а родственные семьи - "жыен", "табын" (термин "аймак" применяется для обозначения собрания большого числа людей). В деревне есть еще четвертый род - Гайби патакасы, но он позднего происхождения и в число трех основных родов не входит. Такое же обозначение родов, родственных семей практикуется и в д.Агафонково, По обычаю родственные семьи хоронят покойников на кладбище на своем определенном месте (жыен белэн куму).
В окрестных деревнях (Оттуз, Чистякове, Теш Баш, Солянка) татары смешались с марийцами. Так же и в д.Агафонково (там, например, основателем рода "кэбэч нэсел" считается мариец). Такое смешение объясняется тем, что в прошлом в этих краях население было малочисленным, поэтому татары и марийцы селились в одних деревнях и смешивались между собой. (Информаторы: Хайруллин Гайнулла /1909г./, Бадамшин Муллаян /1911 г./, Бархутдинов Салим /1903 г./).

3. Деревня Агафонково (Тау авыл, Суксунский район Пермской области).
Первыми поселенцами считаются татары, бежавшие из-под Казани. Дед Бирдекэй основал д.Саескан (Бердыкаево), дед Юлай -д.Юлаево, дед Байгын - д.Байгын и дед Агафон - д.Агафонково (Тау авыл). Люди добирались до этих мест по рекам: Волге, Каме и Сылве. Позже здесь оседали пришлые из Кукмора татары-валяльщики обуви, а из Актаныша - портные. Население деревни немного обашкирилось.
В деревне сохранились обозначения родственных групп: Мелек зат, Гыйззэт зат, Пузыр зат. Каждая группа имела свою тамгу для обозначения земельных участков. (Информатор : Салахиев Хауфи /1909 г./).

4. Деревня Усть-Турка (Тор, Кунгурский район Пермской области).
Деревня основана примерно 400 лет тому назад бежавшими от крещения пришельцами из-под Казани. Вначале они поселились на месте "иске йорт", затем старики Кызылбай, Тимербай, Актырнак-бай переселились на это место. Вначале жили в землянках, затем отстроили срубные избы. Актырнакбай был удмуртом и его род отатарился. В деревне также жили переселенцы из дд.Карьево (Иске авыл) и Кунгыр, которые считаются в этих местах самыми старыми деревнями. (Информатор: Нуриханов Васил /1910 г./).

5. Деревня Енапаево (Саз авыл, Октябрьский район Пермской области).
Дата основания деревни забыта. Первые поселенцы пришли со стороны Казани, из разных мест. Помнят, что Гали Эгерже был из Агрыза, Казан Касыйм, Мортый бай - из Казани, На кладбище был надгробный камень с надписью: "Эгержэ кызы Фатыйма, 1664 ел". Родственные группы называются "зат": Дилэвер заты, Мохэммэдьяр заты. Оба они входят в род "волка" (буре заты).
Старое название деревни "Саз авыл". Так деревню называли потому, что вокруг было много болот. Первоначально деревня была расположена в стороне Гондыря и называлась Башанбаш. По мнению информаторов, в стороне Гондыря1 во многих деревнях живут отатаренные марийцы и удмурты, говорящие на татарском языке, носящие татарскую одежду и т.д. В д. Енапаево тоже были роды, смешанные с удмуртами.
По рассказам стариков, впервые на эти места пришли три брата: дед Янапай основал деревню Енапаево, второй дед - д.Кашку, а имя третьего деда забыто. Все они были крещеными татарами.(Информаторы: Исламутдинов Вафа /1897 г./, Фаязов Фаиз /1903 г./).

6. Деревня Тюндюк (Бардымский район Пермской области).
Население называет себя татарами. Переселились (время неизвестно) со стороны Гондыря на свободные земли. Вся эта местность была покрыта лесами, которые находились в свободном пользовании. Кто-где хотел, там и расчищал участок для пахоты. Первоначально жили, занимаясь охотой. Окрестные земли по р.Тол, от начала и до устья впадающих в нее речек, были пожалованы татарам за выдачу ими рекрутов. Уже со времен Екатерины население деревни записывалось как татары-башкиры. (Информаторы: Кучукбаев Муллый /1905г./, Максеев Байрам /1903 г./).

7. Деревня Малый Ашап (Ординский район Пермской области).
Деревня основана 300-350 лет тому назад татарами-тептярями. Татары пришли со стороны Башкирии и расселились по верхнему течению р.Ирени. Первоначально предки татар поселились в лесистой местности и основали д.Большой Ашап. Занимались земледелием, бортничеством, рыболовством. Позднее в д.Большой Ашап был построен медеплавильный завод Демидовых. С татарами они заключили договор о том, что будут защищать татар от притеснения, а последние, в свою очередь, должны будут предоставлять им лесные участки для рубки где бы то ни было, работать на рубке леса, обжигать уголь, добивать руду и доставлять все это на медеплавильный завод. Приказчики Демидова хозяйничали по своему усмотрению. Устанавливались большие нормы рубки леса, добычи руды и за невыполнение били палками. Поэтому тептяри перешли через р. Ирень и осели на р. Малый Ашап; часть татар разбрелась по другим деревням: Калдык оч, Шалканды, Иске авыл (Карьево), Бэиш и т.д. Деревня Малый Ашап в первое время была малодворной: 2-3 двора построены на значительном расстоянии друг от друга. Между ними были покосы. На разных концах деревни (чук) селились отдельные родственные группы (зат): Мимин заты (в Колакбаш чук), Жамалетдин заты, Кэриш заты, Элмохэммэт заты (каждый из них занимал свою улицу).
За каждой родственной группой сохранялись древние тотемические названия родов: Аю заты, Чэукэ заты, Чабак заты, Карга заты, Буре заты, Ак буре заты. В деревне Шалканды имелись: Торек заты, Ябалак заты, а в д. Тор - Торна заты. Данные материалы собраны учителями Мало-Ашапской средней школы от Файсханова Муллаяра (1897 г.), Усманова Таира (1906 г.) и информатора Садыкова Тарифа (1900 г.).

8. Деревня Башкултаево (Пермский район Пермской области).
Население продвигалось на эти места по Волге и Каме. Первоначально на Каме основали деревни Нижний и Верхний Мул. Оттуда их вытеснили русские и они обосновались в деревне Кояново, а затем в верховье речки Мулянки в д.Култаево (Кече Мул).
В 1850 г. население д.Култаевой подало прошение управляющему 9-м юртом 1-го башкирского кантона зауряд-есаулу Тюймесеву, в котором просит вернуть им право владения землями, пожалованными им грамотой от 1592 г. (это право было признано недействительным в 1810 г.). В прошении жители деревни подписались башкирцами. (Информаторы: Хужалугов Салих /1902 г./, Мурзакаев Хафиз /1915 г./, Муртазин Габделбэр /1911 г./, а также учителя 8-летней Башкултаевской школы).

9. Деревня Арсланково (Нязепетровский район Челябинской области).
До основания настоящей деревни предки татар жили на месте, называемом "йорт осте". Оттуда переселились на безымянную речку, которую назвали Арсланка (сейчас Мельничная), по имени первого поселившегося здесь деда. Дед Арсланов прибыл из-за Камы, бежал от притеснения Строгановых. Занимался охотой. Женился на башкирке из д.Шокурово и в качестве приданого получил от башкир земельные участки. Башкиры же были пожалованы землями за участие в походе Ермака в Сибирь. Население деревни занималось жжением угля и сдавало его через подрядчиков заводу. Позже в Арсланково переселилось некоторое число татарского населения (ювелиры, портные, торговцы), прибывшие со стороны Казани; из-под Кукмора и Мамадыша. (Информаторы: Байрамгулов Хаерзаман /1905 г./, Исмагилов Саргэскэр /1904 г./).

10. Деревня Рахманкулово (Артинский район Свердловской области).
Основателем деревни считается дед Рахмангул. Население состояло из татар-припущенников (тептярей) и татар кунгурцев (кунгурцами заселена также соседняя деревня Бишково). Тептяри и кунгурцы имели свои отдельные сельские общества, отдельные кладбища. В деревне били и русские. Тептяри представляли малоземельную категорию крестьян. Земли крестьянам были отведены от башкирской деревни Рахманково. В деревне имеются также татары, предки которых переселились из-под Казани сравнительно поздно. Информатор: Зиннатов Халфат /1902 г./).

11. Деревня Большой Турыш (Красноуфимский район Свердловской области).
Жителей деревни издавно называют "кунгер татарлары". Эти места (земли между речками Малый и Большой Турыш) принадлежали марийцам. В период основания деревни г. Красноуфимск еще не был построен. В деревне обосновались переселенцы из Симбирской губернии и из Чистопольского уезда Казанской губернии. Первый поселенец Тореш бабай имел прозвище "Чистай бабай". Соседняя деревня Токтамыш тоже основана татарами из Симбирской губернии. (Информаторы: Минхайдаров Мунип /1892 г./, Бадреддинов Динислам /1908 г./).

12. Деревня Средний Бугалыш (Красноуфимский район Свердловской области).
В этой местности находятся четыре деревни с названием Бугалыш: Средний, Верхний, Новый Бугалыш и Бугалыш Тамак. В Верхнем Бугалыше живут марийцы, а остальные деревни - татарские. Из всех этих деревень Средний Бугалыш считается наиболее древней, основанной около 400 лет тому назад. Деревни основали татары, бежавшие из-под Казани от крещения. Первым поселенцем был дед Эжембай. В составе населения также имеются тептяри и кунгурские татары. Известно, что казанские татары переселялись сюда из Сабинского района Татарии. Все три категории татар имели отдельные кладбища. (Информатор: Муфликупов Габдульян /1900 г./).

13. Деревня Старое Биткино (Артинский район Свердловской области).
Деревню основал дед Бикин - башкир, владевший большими земельными участками. От башкир земли брали татары-тептяри (припущенники) и татары-кунгурцы. Самыми малоземельными были последние. Из-под Кунгура первым здесь поселился дед Этембай.
Все три категории населения были расселены на отдельных улицах: "башкорт оч", "типтэр оч", "кунгыр оч" или "кунгыр урамы".
Все они имели брачные связи. Пользовались одним общим кладбищем. (Информаторы: Фатыхов Ханиф /1887 г./, Нигометзянов Монир /1906 г./).


1- Три деревни под названием "Гондырь" (Большой, Малый, Верхний) располагаются в бассейне речки Буй (по современному административно-территориальному делению, Куединский район Пермской области).

 

Главная/Книги/"Пермские татары"
первый сайт Бардымского района
© 2003, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz