первый сайт Бардымского района © 2003, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Kitaplar

Главная/Книги/ Г.Н. Чагин. "Народы и культуры Урала в XIX - XX вв."

 

Верхнеуфимские татары

Элементами общей культуры отличаются татары, предки которых расселились по многочисленным притокам верхней Уфы. Письменные известия о верхнеуфимских татарах появились с конца XVI в. Исследователи считают, что они ведут свою историю от кунгурских татар, переселившихся семьями в первой половине XVII в. из Сылвенско-Иренского поречья. Возможно, что на верхней Уфе селились и небольшие группы татар, происхождение которых может быть связано с западно-сибирской территорией.
Местное население имеет сложную этническую историю. Данные топонимии показывают, что в древние времена в верховьях Уфы жили манси. В результате миграционных процессов, начавшихся в конце XVI в., там стали селиться русские, марийцы, удмурты, потомки которых живут на земле предков и сейчас. На бытовом уровне этническая принадлежность тюркоязычного населения долго связывалась не с татарами, а с башкирами. Башкиры тоже представлены в населении региона, хотя и незначительно. Компактные районы их расселения находятся южнее верховьев Уфы.
Несмотря на то что татары издавна проживают среди русских, обрусения их никогда не было. Смешанные браки у татар наблюдались редко.
В четырех административных районах Свердловской области - Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Новосергинском проживает около 45 тыс. татар.

Заселение и расселение. Территория расселения татар покрыта возвышенностями, лесами, обширными полями, пастбищами. В южных районах есть большие березовые рощи. Преобладают почвы с мощным гумусовым слоем, немало рек и родников.
Существенное влияние на заселение верхнеуфимских земель оказывала старая дорога, связывавшая среднеуральский регион с южными, башкирскими землями.
Выходцев из Сылвенско-Иренского поречья в верхнеуфимских деревнях до сих пор называют конгыр татарлары - кунгурские татары. В преданиях, не забытых в наши дни, вспоминаются имена первопоселенцев - основателей деревень и родов. В с.Рахмангулово, д.Сызги Красноуфимского района жители знают улицы, застроенные потомками кунгурских переселенцев.
Местные жители называют старые поселения, откуда люди пришли на вновь осваиваемые территории. Так, в Красноуфимском районе существует древнее с. Средний Бугалыш, которому не менее 400 лет. Старожилы помнят имя основателя села - татарина Боыгъалиша. Он пришел из-под Кунгура и поселился на берегу притока Уфы, возле старой дороги, идущей в Башкортостан. Существует народное объяснение, что имя Боыгъалиш образовано из двух слов: боыгъ - бык, алиш - старинное татарское имя, которое встречается у жителей и в наши дни. Впоследствии два брата - Уразмет и Уразбай - поселились ниже Среднего Бугалыша и основали д.Новый Бугалыш. Возникла еще д. Усть-Бугалыш, когда при впадении р. Бугалыш в Уфу поселился Гайса - выходец из д. Сызги.
Первым жителем д. Татарская Еманзельга, согласно преданиям, был мариец Свирка, выходец из д. Артя-Шигири Артинского района. Жена его Бика была татаркой. Вскоре здесь обосновалось еще несколько татарских семей, от которых пошли разветвленные роды. Сам Свирка принял мусульманскую веру. Как-то раз в здешних местах оказался башкир. Переезжая реку, в которой он чуть не утонул, произнес: бик яман елга - очень коварная река. С тех пор деревню на месте переезда реки стали называть Яман Елга, впоследствии - Еманзельга.
Сведения, полученные от местных жителей, несмотря на разноречивость, помогают воссоздать процесс расселения татар, проследить их контакты с другими народами. При отсутствии письменных источников устные сведения остаются незаменимыми для написания истории сел и деревень. Поэтому можно пожелать ускорить их собирание и публикацию.

Хозяйство. У верхнеуфимских татар основу хозяйства составляло земледелие и животноводство. С конца XVIII в. в земледелии утвердилась трехпольная система. Пахали чаще не двузубой сохой, а сабаном с колесным передком, в который запрягали двух лошадей. Убирали урожай серпами, молотили деревянными цепами. Зерно мололи на водяных и ручных мельницах.
Старинной отраслью хозяйства татар были охота и рыболовство. Охотились не только за пушными зверями, боровой и водоплавающей дичью, но и за сороками и лебедями. Выделанные шкурки сорок и лебедей в большом количестве сбывали скупщикам.
Существенную статью хозяйства составляло бортевое пчеловодство. Для устройства бортей выбирали толстое и крепкое дерево - сосну или лиственницу. Бортевщик взбирался на дерево и при помощи долота, стамесок и специального топорика выдалбливал дупло высотой до метра, шириной до 40 см и глубиной до 50 см. Дно дупла делалось немного вогнутым вовнутрь. Закрывали его крышкой - должеей. Иногда в одном дереве делали две борти. Сделанные борти сушили в течение года, а то и двух лет.
В высушенную борть закладывали вощину и закрывали должеей. Чтобы в борть не дуло, должею обвязывали берестой. Перед тем как достать мед, пчел из дупла выкуривали. В хорошие годы борть давала 20-25 кг меду.
Из других видов хозяйственной деятельности следует отметить обработку льна, конопли, шерсти, выделку кож, изготовление тканей, войлока, ковроткачество.
Многие верхнеуфимские татары имели торговые связи с башкирами и русскими - значительно более развитые, чем сылвенские и иренские татары.

Материальная культура. В планах поселений и жилищ отразились этнические традиции и характер местности. Все поселения располагались у речек и родников, обычно на значительном удалении от леса.
В течение XVIII-XIX вв. планировка поселений менялась. Первоначально они имели бессистемную форму, с искривленными улицами, что вызывалось особенностями рельефа и традицией селиться рядом с родственниками. С конца XIX в. в обиход вошла линейная застройка с главной широкой улицей, в крупных поселениях - с базарной площадью и мечетью. В наше время она является преобладающей.

Татар йорты. с.Татарская Еманзельга  Татарский дом в с.Средний Бугалыш
Татарские дома в с.Татарская Еманзельга и с.Средний Бугалыш Красноуфимского района

К числу архаических черт поселений относится разобщенная расстановка усадебных построек. Их состав зависел от зажиточности хозяина - бедные строили однокамерное жилище, а богатые - двух- и трехкамерное.
По литературным сведениям, относящимся к 1880-м гг., развитый тип трехкамерного жилища выглядел так: "Дом сенями разделен на две половины: одна задняя с русской печью - кухня, другая передняя с голландкой горница. Голландка ставится посередине стены и по обеим ее сторонам сделаны двери в сени. Занавеской горница делится на две половины - бабью и общую комнаты". Наличие женской комнаты за занавеской - традиция древняя, связанная с мусульманским обычаем затворничества женщин.
В старом жилище видное место занимали нары у передней стены, на которых спали, ели, принимали гостей. Печь имела сложную конструкцию: перед ней на небольшом выступе устанавливался чувал-дымоход, сбоку от него - очаг с котлом.
Согласно этнографическим наблюдениям Н.Л. Скалозубова (1887 г.), в верхнеуфимских деревнях применяли архаическую систему отопления: "Отапливались избы чувалами, представляющими род камина, дрова ставились стоймя: пока горят - тепло и светло. Пищу готовить в них было нельзя. Для этого строились на улице общественные печи. Навесом такая печь защищалась от дождя и снега".
С 1930-х гг. в жилищных условиях татар происходят значительные изменения: появились печи-голландки, нары сменились кроватями, диванами, столами, на стены вешались зеркала; исчезла женская комната.
Современное татарское жилище отличается чистотой. Полы накрыты домоткаными и покупными коврами, на стенах - узорные полотенца и подзоры. Полотенца являются предметом гордости хозяйки. В жилое помещение никто не входит в той обуви, в которой ходят по улице.

Одежда. У верхнеуфимских татар преобладали те виды костюмов, которые свойственны татарам других территорий, однако наряду с общим имеются отдельные характерные элементы.
Например, женский головной убор, обшитый монетами, вышивка по воротнику и рукавам свадебной рубахи, узоры аппликационных нашивок, вышитый мужской фартук, золотое шитье на тюбетейке, серьги-лунницы. Характерно также преобладание ярких цветов: красного, алого, голубого, зеленого.

татарлар.  
Татары с. Средний Бугалыш Красноуфимского района

Духовная культура. Весной, когда шли главные земледельческие работы, крестьяне стремились магическими действиями обезопасить себя и результаты своего труда от стихийных бедствий.
Как только сходил снег, в каждой деревне молодежь собирала крупу, масло, яйца и выходила с продуктами на поля. Разводили костер, в большом котле варили кашу. Кашу разбрасывали по сторонам и кричали "кар, кар", имитируя крик грачей. После этого устраивали игры. Обряд назывался карга боткасы - грачиная каша. В чертах обряда карга боткасы проступают признаки магии плодородия.
У современных верхнеуфимских татар по-прежнему популярен сабантуй. Неотъемлемой частью праздника стало подведение итогов весенних полевых работ, чествование лучших тружеников, вручение подарков, а в последние годы - распродажа товаров, продуктов и кондитерских изделий.
По такому сценарию сабантуй проводится повсеместно, даже в старинном татарском с. Азигулово Артинского района, где еще совсем недавно он выглядел совсем иным. Согласно наблюдениям Н. Л. Скалозубова, относящимся к концу XIX в., сабантуй там праздновали не после, а накануне вспашки полей. Он наполнялся многими обрядами и образами аграрного культа.
Готовились к сабантую задолго до срока. Каждая женщина, вступившая в брак в прошедшую зиму, готовила платок и полотенце. Полотенца, как правило, украшали узорами, взятыми с полотенец матерей и бабушек по материнской линии. Лошадей до скачек скудно кормили и ежедневно тренировали в беге. Рано утром, за день до сабантуя, по домам ходили дети и выпрашивали у хозяев яйца. Это действие, согласно древнему представлению, сулило изобилие. Кто подавал много яиц, тому предсказывали хороший урожай.
Для сабантуя выбиралось открытое место за рекой возле села. Собирались празднично одетые мужчины, женщины, дети. Примечательно, что участие в татарском празднике не возбранялось русскому, марийцу, башкиру - вплоть до состязаний в скачках и права получать призы. Конники уезжали от села километра на три и оттуда мчались к публике. Лошадь, пришедшую первой, украшали полотенцем и платком. Конник, побеждавший не в первый год, получал самый ценный приз: выбирал лучшее полотенце.
Сабантуй был наполнен разнообразными играми, участники которых проявляли силу, ловкость, изобретательность. Игроки лазали по шестам, "бегали" в мешках, боролись на полотенцах. По окончании сабантуя каждый стремился пригласить родных и знакомых в гости.
Неповторимую красочность придавали празднику разноцветные костюмы. Особое значение имели платки и полотенца - им приписывалось свойство обеспечивать плодородие, изобилие, искоренять зло - не зря их готовили специально к празднику женщины, только что начавшие семейную жизнь. Полотенца и платки, полученные на сабантуе, бережно хранили.
В татарской народной свадьбе было немало своеобразных черт. Например, родители выдавали дочь замуж, но отпускали жить в дом мужа только через год после рождения ребенка. Состоятельные родители отводили молодым комнату, в которую не разрешалось заходить посторонним. Жених за невесту вносил выкуп - калым.
На свадьбах, конечно, звучала музыка. У верхнеуфимских татар наиболее популярным был старинный музыкальный инструмент кубыз. По отзывам тех, кто слушал игру на нем, звуки кубыза напоминали гитарные.
Кубыз - это узкая железная пластина, согнутая в виде подковы, но с вытянутыми параллельно друг другу концами. Между концами закреплялась медная пластина. Один конец отгибался в сторону, чтобы приводить пластину в колебательное движение, когда кубыз зажимали в зубах. Делали и деревянный кубыз: в сухой тонкой дощечке вырезали отверстие с язычком, к которому привязывали нитку. Подергивая ее, заставляли язычок дрожать. Кубыз звучал на одной ноте, но тембр звука менялся, регулируемый ртом играющего, которым тот пользовался как резонатором.
На многих праздниках играли на барабане цилиндрической формы. В начале XX в. барабан, как и кубыз, был вытеснен гармонью, которая у верхнеуфимских татар стала основным музыкальным инструментом. Умелые гармонисты пользуются большой популярностью.


Главная/Книги/ Г.Н. Чагин. "Народы и культуры Урала в XIX - XX вв."
первый сайт Бардымского района
© 2003, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz