первый сайт Бардымского района © 2003, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Kitaplar

Главная/Книги/ Г.Н. Чагин. "Народы и культуры Урала в XIX - XX вв."

 

Сылвенские и иренские татары

Уже говорилось, что татары по р. Сылве и ее притоку Ирени происходят от разных этнических корней - поволжских и западно-сибирских татар, башкир, булгар и кипчаков. Среди предков сылвенских и иренских татар и часть финно-угров - марийцы, удмурты, манси. Неоднородное по происхождению тюркоязычное население выработало разнообразные варианты культурно-бытового развития.

Мужчина в тюбетейке, с.Малый Ашап Ординского района.  Татарский дом, д.Атнягузи Октябрьского района
Мужчина в тюбетейке, с.Малый Ашап Ординского района. Татарский дом, д.Атнягузи Октябрьского района

Особенности расселения. В наши дни сылвенские и иренские татары расселены в нескольких юго-восточных районах Пермской области - Березовском, Кишертском, Кунгурском, Октябрьском, Ординском, Суксунском, Уинском. На их территории общая численность татар в 1989 г. составляла 24770 чел.
С начала XVIII в. татарское население проживало компактно. Татары группировались в пределах четырех четвертей - по р. Ирень в Карьевской и Верх-Иренской, по р. Сылва в Верх-Сылвенской, и по Шакве - притоку Сылвы - в Шаквинской. Кроме татар, селились русские, марийцы, частично удмурты. Четверти - это административные единицы, введенные еще в XVII в. В 1780-е гг. они вошли в Красноуфимский, Кунгурский, Осинский уезды вновь образованного Пермского наместничества - будущей Пермской губернии.
Особенно густо заселили берега Ирени, Шаквы и низовья их притоков. Большинство поселений издавна располагается в стороне от большой реки, но обязательно возле мелких речек, что было совершенно необходимо, так как население занималось главным образом земледельческо-скотоводческим хозяйством, обрабатывая обширные земельные площади.

Типы и формы поселений. Основным типом в Сылвенско-Иренском поречье была деревня. В староосвоенных местах возникали села, которые становились центрами волостей, например с. Агафонково на р. Сылва, с. Енапаево на р. Ирень.
Процесс образования новых поселении начинался с починка -малодворного поселения, основанного на новом месте.
Деревни и села отличались однородным этническим составом населения.
Эта особенность сохранилась до наших дней: поселений со смешанным этническим составом там почти не встречается. Прирост населения с XVIII в. шел исключительно за счет рождаемости.
Многодворные поселения приобрели уличную планировку, но она, как правило, очень редко обладала линейностью. Следы былой беспорядочной застройки наблюдаются даже в современных поселениях, например в бассейне Ирени в деревнях Усть-Турка, Малый Ашап, по Сылве в деревнях Бердыкаево, Юлаево. В поселениях, стоящих на трактах, улицы обязательно застраивались по обе стороны.

Усадьбы. Центром усадьбы был открытый двор, застроенный по периметру жилыми и хозяйственными постройками. Дом обычно ставили на стороне двора, ориентированной на улицу.
Как засвидетельствовали очевидцы, еще в середине XIX в. Сохранялись усадьбы с элементами архаической застройки - с бессистемным расположение построек и не огороженные. О такой усадьбе верх-иренских татар писал учитель С. Буевский в этнографическом очерке, направленном в 1858 г. в Русское географическое общество: "По деревням у них избы кое-как набросаны без всяких пристроек, без клетей и горниц и даже без оград (под оградой в данном случае подразумевался открытый двор. - Г.Ч.), с одним амбаром и банею".

 с.Малый Ашап  с.Малый Ашап
Дома иренских татар, с.Малый Ашап Ординского района

Кстати, архаические черты обнаруживаются и в терминологии строений сылвенских и иренских татар. Так, название навеса таскак у других приуральских тюрок не встречается. Это дало повод лингвистам считать его показателем культурного слоя, общего у тюркоязычных народов Западной Сибири.
Строительные приемы сылвенских и иренских татар - типичные приемы населения лесных районов. Все постройки при применении срубной техники сооружались из дерева, только крыши крыли соломой - главным образом крыши хозяйственных построек. В старину у построек были плоские крыши, но в середине XIX в. они встречались уже редко. На смену им пришли крыши самцовой конструкции, как у русских, но в начале XX в. и они стали редкими. Их быстро заменили стропильными крышами с использованием пиленого теса. Элементы самцовой конструкции можно увидеть сейчас только в постройках татарских деревень по рекам Ирень и Шаква.
Жилище сылвенских и иренских татар чаще четырехстенное, с сенями, реже пятистенное; как правило, имеет большие размеры. Кое-где жилище сходно с русским - трехкамерное, состоящее из избы, сеней, клети, которую в первой половине XX в. часто заменяли второй жилой избой - горницей. Этот тип жилища явился отражением взаимосвязей татар и русских. Такие дома строили большие и состоятельные семьи. При перестройках изба нередко сохраняла старый вид, а горница обставлялась по-городскому.
В наши дни строятся много новых четырехстенных домов, снабженных современными удобствами. Фасады домов украшают накладной декоративной резьбой и раскрашивают.
До 1930-х гг. в селах и деревнях сохранялись традиционные черты интерьера жилищ. Это - печь с очагом и вмазанным котлом, нары вдоль передней стены. Изменение обустройства начиналось с постановки печи вплотную к стене и переоборудованием нар: взамен сплошных делали нары в переднем углу и на кухне, а на освободившееся место ставили стол и стулья.
Сейчас нары уже не встречаются, но сохраняются полати над входной дверью, появление которых в начале XX в. было вызвано влиянием русской культуры. Чаще всего полати можно увидеть в домах татар в низовьях р. Ирень и по р. Шаква.
До наших дней сохранилась традиция украшать жилище цветными занавесками, подзорами с вышивкой, полотенцами с узорными концами.

Одежда. Комплексы традиционной одежды сылвенских и иренских татар по существу аналогичны тем, которые имели тулвинские татары, есть лишь различия в покрое, расцветке и размерах.
В деревнях по р. Ирень мужчины предпочитали камзолы и кафтаны темно-зеленые и черные, а в деревнях по р. Сылва - темно-красные. У богатых праздничные камзолы были из дорогих шелковых и шерстяных тканей, расшитые яркими шелковыми и шерстяными нитками. В с. Агафонково Суксунского района носили оригинальные женские головные уборы коерыклы калфак - матерчатые шапочки в форме усеченного конуса с прикрепленной сзади матерчатой лопастью, закрывающей волосы.
В обычае было носить серебряные украшения. В д. Таз Татарский по р. Шаква местные ювелиры изготавливали шейно-нагрудное украшение - яка чылбыры. Это бархатный или парчовый воротник с застежкой спереди и пятью подвесками, состоящими из серебряных цепочек с круглыми бляхами. Этнографы отмечают, что подобное украшение встречалось у многих поволжских татар.
В повседневном быту уже давно не носят традиционную одежду из тканей домашнего изготовления. У некоторых татар, особенно по р. Ирень, сохранились костюмы, сшитые по старым образцам из покупных материалов традиционных расцветок.

Татарский костюм, д.Атнягузи Октябрьского района  д.Атнягузи Октябрьского района
Типы праздничного костюма иренских татар, д.Атнягузи Октябрьского района

Проявления взаимосвязей татар с русскими. Определяющими факторами, сказавшимися на характере общения обоих народов, явились расселение татар среди русских не всегда в компактной, а в рассеянной форме, однотипные хозяйственные занятия, активная торгово-ремесленная деятельность татар среди русских, а также давнее проживание обоих народов на одних административных территориях - в уездах, волостях (впоследствии районах).
Связи двух народов возникли с момента поселения русских в Сылвенско-Иренском поречье во второй половине XVI в. Татары и русские постоянно наблюдали за поведением друг друга, узнавали об обычаях и обрядах, но восприятия духовных иноэтнических традиций не было, за исключением усвоения языков.
Мощным препятствием заимствованиям элементов духовной культуры являлась конфессиональная несовместимость народов. Русские находились под сильным воздействием православия и его особой формы - старообрядчества, стремившегося к самоизоляции ради сохранения не только веры, но и обрядов и быта, а татары исповедовали мусульманство. Однако недоверчивых, тем более враждебных отношений народов не наблюдалось. Факт вливания части одного народа в другой, например путем смешанных браков, какими-либо источниками не подтверждается.
Русские приобретали у татар товары фабричного производства, прежде всего ткани, обувь, посуду, украшения, но сами им ничего не продавали. В знак благодарности устраивали соседям праздничное угощение. В среде же татар приживались некоторые элементы русской строительной культуры, о которых уже говорилось - улично-квартальная застройка поселений, городской тип интерьера.
Татары не воспринимали православную обрядность, а свои обряды лишь приурочивали к датам православного календаря. Так, во время празднования Пасхи, которую татары называли олы кэн - большой день, дети обходили дома и получали от хозяев крашеные яйца. В Ильин день не работали, ходили друг к другу в гости и угощались.
Случалось, татары определяли время проведения своего главного праздника - сабантуя с учетом ярмарок в соседних русских деревнях. Эти события не должны были совпадать, поскольку татары участвовали в русских ярмарках, которые нередко считали своими. Так, Покровскую ярмарку в волостном с. Покрово-Ясыл, расположенном по р. Ирень, считали своей татары д.Малый Ашап. В д. Таз Татарский по р. Шаква было принято праздновать сабантуй только после окончания ярмарки в соседней д. Таз Русский.

Свадьба. Семейная обрядность сылвенских и иренских татар отличалась большой устойчивостью. Особенно это относится к свадьбе. Свадебный обряд состоял из трех циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного.
Преобладающим был брак по сватовству. Сватовство поручали близким родственникам; в нем обязательно участвовали родители жениха, так как при согласии на брак необходимо было обсудить размеры подарков и выкупа со стороны жениха. Выкуп обычно состоял из суммы денег, одежды для невесты, перины, сундука, самовара, продуктов. Он был не столько платой за невесту, сколько материальным вкладом в свадебные расходы. Известно немало случаев, когда невеста готовила приданое на деньги, полученные от жениха.
Когда родители невесты и жениха обговаривали условия, сваты вручали подарки от жениха и от невесты - ткань на платье, платок, рубашку, полотенце. Подарками закреплялось согласие на брак. С этого момента расторжение согласия на брак не допускалось, нарушение обычая считалось большим грехом.

Традиционные татарские ювелирные украшения  Традиционные татарские ювелирные украшения
Традиционный способ ношения украшений, с.Малый Ашап Ординского района

После сватовства и сговора в дом невесты привозили выкуп. Родители невесты принимали его в присутствии муллы. После передачи вещей и выплаты денег молодым разрешалось жить совместно в доме невесты. Но в большинстве случаев молодые избегали соблюдать этот обычай, что, по мнению этнографов, стало отличительной чертой местного свадебного обряда.
Накануне свадьбы в домах родителей шли приготовления и проводился большой комплекс ритуальных действий. Невеста с подругами готовила приданое и отправляла в дом жениха. Передача приданого превращалась в настоящий торг и веселье. Родственники невесты требовали выкупить каждую вещь. Вещами из приданого украшали комнату, предназначенную для молодых.
За день до свадьбы невеста устраивала девичник для подруг. Сначала все мылись в бане, затем принимали угощение, пели песни, вели разговоры о будущей жизни молодой семьи; невеста причитала.
Следующий период - собственно свадьба - состоял из двух торжеств - в доме невесты и в доме жениха. Накануне приезда жениха невеста надевала свадебный костюм, замужние женщины меняли ей девичий головной убор на женский. В доме жениха собирались участники свадебного поезда. Перед выходом из дома жених оставлял на столе каравай хлеба, надкусив его, чтобы в пути сопутствовала удача.
Свадебный поезд встречали родители невесты, но ее подруги без выкупа поезжан в дом не пускали. Требовалось разбросать деньги, спеть и сплясать. Аналогичный ритуал соблюдался участниками свадьбы во время посещения тех родных и близких, которые по давней традиции приглашали в свои дома.
Гостей в доме невесты одаривали и угощали. На стол подавали мясной суп с лапшой, вареное мясо, гуся, пироги с мясом и ягодами, изделия из сладкого теста, пиво. Угощение сопровождалось пением песен с пожеланием добра молодым и всем присутствующим. На каждое блюдо клали подарок тому, кто его раздавал. С большой осторожностью разделывали гуся, при этом ни в коем случае нельзя было сломать хоть одну косточку. Молодым предназначалась яичница, но ее должен был выкупить казначей жениха.
Свадебное гулянье в доме невесты заканчивалось несколькими ритуалами. Молодых усаживали на нары или на лавку и читали молитвы, а после выводили на улицу и усаживали в сани или повозки, чтобы ехать в дом жениха. Тут же молодежь просила у казначея жениха выкуп, кидала вслед им кушанья из теста, стреляла из ружей. Этим стремились уберечь молодых от порчи.
Свадебный поезд прибывал к дому жениха, но во двор его пускали только после передачи выкупа. На место встречи молодых и родителей жениха стлали небольшой ковер. Молодых осыпали монетами, зерном. Невесте преподносили мед и масло, приговаривая, чтоб она "была мягкой, как масло, и покладистой, как сладкий мед". В ответ она вручала свекрови кушанья, привезенные из родительского дома.
С давних пор главный свадебный пир проводили не в день приезда молодых, а в следующие дни. Порядок его проведения был таким же, как и в доме невесты. Угощение сопровождалось раздачей даров близким и дальним родственникам.
После свадьбы новобрачных приглашали в гости родители жены и близкие родственники. Только после этого они могли посещать их без приглашения.
Среди материальных компонентов свадьбы важную роль играла не только еда и одежда, но и полотенца. Их готовили много - вышитых и браных. Стелили на стол, перед тем как выставить кушанья, украшали дом, конскую упряжь. При помощи полотенца отец выводил дочь-невесту к жениху. Несомненно, полотенце в свадебной обрядности играло роль оберега новобрачных.
С 1930-х гг. татарская свадебная обрядность стала упрощаться. Были попытки праздновать свадьбу по сценариям, разработанным работниками учреждений культуры, но новинка не отвечала настрою людей и носила формальный характер.
Наблюдения за жизнью татарского населения Сылвенско-Иренского поречья показывают, что в современной сельской свадьбе сохраняются некоторые традиционные элементы. Например, невеста дарит жениху и его родителям вышитые рубахи и полотенца, приезд за невестой сопровождается выкупом у ворот, молодых осыпают хмелем и зерном. Иногда соблюдаются обряды, символизирующие приобщение молодой к новому семейству - показывают дорогу к источнику воды, просят приготовить блюдо из гуся. Молодые на свадьбе чаще стали надевать традиционный костюм, петь татарские песни.


Главная/Книги/ Г.Н. Чагин. "Народы и культуры Урала в XIX - XX вв."
первый сайт Бардымского района
© 2003, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz