|
Сылвенские и иренские татары
Уже говорилось, что татары по р. Сылве и ее притоку Ирени происходят
от разных этнических корней - поволжских и западно-сибирских татар, башкир,
булгар и кипчаков. Среди предков сылвенских и иренских татар и часть финно-угров
- марийцы, удмурты, манси. Неоднородное по происхождению тюркоязычное
население выработало разнообразные варианты культурно-бытового развития.
Мужчина в тюбетейке, с.Малый Ашап Ординского района.
Татарский дом, д.Атнягузи Октябрьского района
Особенности расселения. В наши дни сылвенские и иренские татары расселены
в нескольких юго-восточных районах Пермской области - Березовском, Кишертском,
Кунгурском, Октябрьском, Ординском, Суксунском, Уинском. На их территории
общая численность татар в 1989 г. составляла 24770 чел.
С начала XVIII в. татарское население проживало компактно. Татары группировались
в пределах четырех четвертей - по р. Ирень в Карьевской и Верх-Иренской, по
р. Сылва в Верх-Сылвенской, и по Шакве - притоку Сылвы - в Шаквинской. Кроме
татар, селились русские, марийцы, частично удмурты. Четверти - это административные
единицы, введенные еще в XVII в. В 1780-е гг. они вошли в Красноуфимский, Кунгурский,
Осинский уезды вновь образованного Пермского наместничества - будущей Пермской
губернии.
Особенно густо заселили берега Ирени, Шаквы и низовья их притоков. Большинство
поселений издавна располагается в стороне от большой реки, но обязательно возле
мелких речек, что было совершенно необходимо, так как население занималось главным
образом земледельческо-скотоводческим хозяйством, обрабатывая обширные земельные
площади.
Типы и формы поселений. Основным типом в Сылвенско-Иренском поречье
была деревня. В староосвоенных местах возникали села, которые становились
центрами волостей, например с. Агафонково на р. Сылва, с. Енапаево на
р. Ирень.
Процесс образования новых поселении начинался с починка -малодворного поселения,
основанного на новом месте.
Деревни и села отличались однородным этническим составом населения.
Эта особенность сохранилась до наших дней: поселений со смешанным этническим
составом там почти не встречается. Прирост населения с XVIII в. шел исключительно
за счет рождаемости.
Многодворные поселения приобрели уличную планировку, но она, как правило, очень
редко обладала линейностью. Следы былой беспорядочной застройки наблюдаются
даже в современных поселениях, например в бассейне Ирени в деревнях Усть-Турка,
Малый Ашап, по Сылве в деревнях Бердыкаево, Юлаево. В поселениях, стоящих на
трактах, улицы обязательно застраивались по обе стороны.
Усадьбы. Центром усадьбы был открытый двор, застроенный по периметру
жилыми и хозяйственными постройками. Дом обычно ставили на стороне двора,
ориентированной на улицу.
Как засвидетельствовали очевидцы, еще в середине XIX в. Сохранялись усадьбы
с элементами архаической застройки - с бессистемным расположение построек
и не огороженные. О такой усадьбе верх-иренских татар писал учитель С.
Буевский в этнографическом очерке, направленном в 1858 г. в Русское географическое
общество: "По деревням у них избы кое-как набросаны без всяких пристроек,
без клетей и горниц и даже без оград (под оградой в данном случае подразумевался
открытый двор. - Г.Ч.), с одним амбаром и банею".
Дома иренских татар, с.Малый Ашап Ординского района
Кстати, архаические черты обнаруживаются и в терминологии строений сылвенских
и иренских татар. Так, название навеса таскак у других приуральских тюрок
не встречается. Это дало повод лингвистам считать его показателем культурного
слоя, общего у тюркоязычных народов Западной Сибири.
Строительные приемы сылвенских и иренских татар - типичные приемы населения
лесных районов. Все постройки при применении срубной техники сооружались
из дерева, только крыши крыли соломой - главным образом крыши хозяйственных
построек. В старину у построек были плоские крыши, но в середине XIX в.
они встречались уже редко. На смену им пришли крыши самцовой конструкции,
как у русских, но в начале XX в. и они стали редкими. Их быстро заменили
стропильными крышами с использованием пиленого теса. Элементы самцовой
конструкции можно увидеть сейчас только в постройках татарских деревень
по рекам Ирень и Шаква.
Жилище сылвенских и иренских татар чаще четырехстенное, с сенями, реже
пятистенное; как правило, имеет большие размеры. Кое-где жилище сходно
с русским - трехкамерное, состоящее из избы, сеней, клети, которую в первой
половине XX в. часто заменяли второй жилой избой - горницей. Этот тип
жилища явился отражением взаимосвязей татар и русских. Такие дома строили
большие и состоятельные семьи. При перестройках изба нередко сохраняла
старый вид, а горница обставлялась по-городскому.
В наши дни строятся много новых четырехстенных домов, снабженных современными
удобствами. Фасады домов украшают накладной декоративной резьбой и раскрашивают.
До 1930-х гг. в селах и деревнях сохранялись традиционные черты интерьера
жилищ. Это - печь с очагом и вмазанным котлом, нары вдоль передней стены.
Изменение обустройства начиналось с постановки печи вплотную к стене и
переоборудованием нар: взамен сплошных делали нары в переднем углу и на
кухне, а на освободившееся место ставили стол и стулья.
Сейчас нары уже не встречаются, но сохраняются полати над входной дверью,
появление которых в начале XX в. было вызвано влиянием русской культуры.
Чаще всего полати можно увидеть в домах татар в низовьях р. Ирень и по
р. Шаква.
До наших дней сохранилась традиция украшать жилище цветными занавесками,
подзорами с вышивкой, полотенцами с узорными концами.
Одежда. Комплексы традиционной одежды сылвенских и иренских татар
по существу аналогичны тем, которые имели тулвинские татары, есть лишь
различия в покрое, расцветке и размерах.
В деревнях по р. Ирень мужчины предпочитали камзолы и кафтаны темно-зеленые
и черные, а в деревнях по р. Сылва - темно-красные. У богатых праздничные
камзолы были из дорогих шелковых и шерстяных тканей, расшитые яркими шелковыми
и шерстяными нитками. В с. Агафонково Суксунского района носили оригинальные
женские головные уборы коерыклы калфак - матерчатые шапочки в форме усеченного
конуса с прикрепленной сзади матерчатой лопастью, закрывающей волосы.
В обычае было носить серебряные украшения. В д. Таз Татарский по р. Шаква
местные ювелиры изготавливали шейно-нагрудное украшение - яка чылбыры.
Это бархатный или парчовый воротник с застежкой спереди и пятью подвесками,
состоящими из серебряных цепочек с круглыми бляхами. Этнографы отмечают,
что подобное украшение встречалось у многих поволжских татар.
В повседневном быту уже давно не носят традиционную одежду из тканей домашнего
изготовления. У некоторых татар, особенно по р. Ирень, сохранились костюмы,
сшитые по старым образцам из покупных материалов традиционных расцветок.
Типы праздничного костюма иренских татар, д.Атнягузи
Октябрьского района
Проявления взаимосвязей татар с русскими. Определяющими факторами, сказавшимися
на характере общения обоих народов, явились расселение татар среди русских
не всегда в компактной, а в рассеянной форме, однотипные хозяйственные
занятия, активная торгово-ремесленная деятельность татар среди русских,
а также давнее проживание обоих народов на одних административных территориях
- в уездах, волостях (впоследствии районах).
Связи двух народов возникли с момента поселения русских в Сылвенско-Иренском
поречье во второй половине XVI в. Татары и русские постоянно наблюдали за поведением
друг друга, узнавали об обычаях и обрядах, но восприятия духовных иноэтнических
традиций не было, за исключением усвоения языков.
Мощным препятствием заимствованиям элементов духовной культуры являлась конфессиональная
несовместимость народов. Русские находились под сильным воздействием православия
и его особой формы - старообрядчества, стремившегося к самоизоляции ради сохранения
не только веры, но и обрядов и быта, а татары исповедовали мусульманство. Однако
недоверчивых, тем более враждебных отношений народов не наблюдалось. Факт вливания
части одного народа в другой, например путем смешанных браков, какими-либо источниками
не подтверждается.
Русские приобретали у татар товары фабричного производства, прежде всего ткани,
обувь, посуду, украшения, но сами им ничего не продавали. В знак благодарности
устраивали соседям праздничное угощение. В среде же татар приживались некоторые
элементы русской строительной культуры, о которых уже говорилось - улично-квартальная
застройка поселений, городской тип интерьера.
Татары не воспринимали православную обрядность, а свои обряды лишь приурочивали
к датам православного календаря. Так, во время празднования Пасхи, которую татары
называли олы кэн - большой день, дети обходили дома и получали от хозяев крашеные
яйца. В Ильин день не работали, ходили друг к другу в гости и угощались.
Случалось, татары определяли время проведения своего главного праздника - сабантуя
с учетом ярмарок в соседних русских деревнях. Эти события не должны были совпадать,
поскольку татары участвовали в русских ярмарках, которые нередко считали своими.
Так, Покровскую ярмарку в волостном с. Покрово-Ясыл, расположенном по р. Ирень,
считали своей татары д.Малый Ашап. В д. Таз Татарский по р. Шаква было принято
праздновать сабантуй только после окончания ярмарки в соседней д. Таз Русский.
Свадьба. Семейная обрядность сылвенских и иренских татар отличалась
большой устойчивостью. Особенно это относится к свадьбе. Свадебный обряд
состоял из трех циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного.
Преобладающим был брак по сватовству. Сватовство поручали близким родственникам;
в нем обязательно участвовали родители жениха, так как при согласии на
брак необходимо было обсудить размеры подарков и выкупа со стороны жениха.
Выкуп обычно состоял из суммы денег, одежды для невесты, перины, сундука,
самовара, продуктов. Он был не столько платой за невесту, сколько материальным
вкладом в свадебные расходы. Известно немало случаев, когда невеста готовила
приданое на деньги, полученные от жениха.
Когда родители невесты и жениха обговаривали условия, сваты вручали подарки
от жениха и от невесты - ткань на платье, платок, рубашку, полотенце.
Подарками закреплялось согласие на брак. С этого момента расторжение согласия
на брак не допускалось, нарушение обычая считалось большим грехом.
Традиционный способ ношения украшений, с.Малый Ашап
Ординского района
После сватовства и сговора в дом невесты привозили выкуп. Родители невесты
принимали его в присутствии муллы. После передачи вещей и выплаты денег
молодым разрешалось жить совместно в доме невесты. Но в большинстве случаев
молодые избегали соблюдать этот обычай, что, по мнению этнографов, стало
отличительной чертой местного свадебного обряда.
Накануне свадьбы в домах родителей шли приготовления и проводился большой
комплекс ритуальных действий. Невеста с подругами готовила приданое и
отправляла в дом жениха. Передача приданого превращалась в настоящий торг
и веселье. Родственники невесты требовали выкупить каждую вещь. Вещами
из приданого украшали комнату, предназначенную для молодых.
За день до свадьбы невеста устраивала девичник для подруг. Сначала все
мылись в бане, затем принимали угощение, пели песни, вели разговоры о
будущей жизни молодой семьи; невеста причитала.
Следующий период - собственно свадьба - состоял из двух торжеств - в доме
невесты и в доме жениха. Накануне приезда жениха невеста надевала свадебный
костюм, замужние женщины меняли ей девичий головной убор на женский. В
доме жениха собирались участники свадебного поезда. Перед выходом из дома
жених оставлял на столе каравай хлеба, надкусив его, чтобы в пути сопутствовала
удача.
Свадебный поезд встречали родители невесты, но ее подруги без выкупа поезжан
в дом не пускали. Требовалось разбросать деньги, спеть и сплясать. Аналогичный
ритуал соблюдался участниками свадьбы во время посещения тех родных и
близких, которые по давней традиции приглашали в свои дома.
Гостей в доме невесты одаривали и угощали. На стол подавали мясной суп
с лапшой, вареное мясо, гуся, пироги с мясом и ягодами, изделия из сладкого
теста, пиво. Угощение сопровождалось пением песен с пожеланием добра молодым
и всем присутствующим. На каждое блюдо клали подарок тому, кто его раздавал.
С большой осторожностью разделывали гуся, при этом ни в коем случае нельзя
было сломать хоть одну косточку. Молодым предназначалась яичница, но ее
должен был выкупить казначей жениха.
Свадебное гулянье в доме невесты заканчивалось несколькими ритуалами.
Молодых усаживали на нары или на лавку и читали молитвы, а после выводили
на улицу и усаживали в сани или повозки, чтобы ехать в дом жениха. Тут
же молодежь просила у казначея жениха выкуп, кидала вслед им кушанья из
теста, стреляла из ружей. Этим стремились уберечь молодых от порчи.
Свадебный поезд прибывал к дому жениха, но во двор его пускали только
после передачи выкупа. На место встречи молодых и родителей жениха стлали
небольшой ковер. Молодых осыпали монетами, зерном. Невесте преподносили
мед и масло, приговаривая, чтоб она "была мягкой, как масло, и покладистой,
как сладкий мед". В ответ она вручала свекрови кушанья, привезенные
из родительского дома.
С давних пор главный свадебный пир проводили не в день приезда молодых,
а в следующие дни. Порядок его проведения был таким же, как и в доме невесты.
Угощение сопровождалось раздачей даров близким и дальним родственникам.
После свадьбы новобрачных приглашали в гости родители жены и близкие родственники.
Только после этого они могли посещать их без приглашения.
Среди материальных компонентов свадьбы важную роль играла не только еда
и одежда, но и полотенца. Их готовили много - вышитых и браных. Стелили
на стол, перед тем как выставить кушанья, украшали дом, конскую упряжь.
При помощи полотенца отец выводил дочь-невесту к жениху. Несомненно, полотенце
в свадебной обрядности играло роль оберега новобрачных.
С 1930-х гг. татарская свадебная обрядность стала упрощаться. Были попытки
праздновать свадьбу по сценариям, разработанным работниками учреждений
культуры, но новинка не отвечала настрою людей и носила формальный характер.
Наблюдения за жизнью татарского населения Сылвенско-Иренского поречья
показывают, что в современной сельской свадьбе сохраняются некоторые традиционные
элементы. Например, невеста дарит жениху и его родителям вышитые рубахи
и полотенца, приезд за невестой сопровождается выкупом у ворот, молодых
осыпают хмелем и зерном. Иногда соблюдаются обряды, символизирующие приобщение
молодой к новому семейству - показывают дорогу к источнику воды, просят
приготовить блюдо из гуся. Молодые на свадьбе чаще стали надевать традиционный
костюм, петь татарские песни.
|
|
|