первый сайт Бардымского района © 2003, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

 

Главная/Барда районы /Природа района. Экологический вестник

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
№3 (июль-сентябрь) 2003

ЭКОНОВОСТИ

Озоновый слой восстанавливается. Скорость разрушения защитного озонового слоя в атмосфере замедляется. Ученые говорят, что это связано с уменьшением использования определенных химических веществ. ("Пермские новости",2003,22 августа, с.27).

19 августа в ИНТЕРНЕТ открылся первый сайт о Бардымском районе. В нем есть экологическая информация: "Экологический вестник", выпускаемый Бардымской центральной библиотекой, и брошюра "Памятники природы Бардымского района". Адрес сайта: http://barda-perm.narod.ru

Хорошая новость для защитников окружающей среды: введены в действие "Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов хранения нефти и нефтепродуктов на территории Пермской области". Экологические требования позволят всюду ужесточить контроль и обеспечить, в конечном итоге, безопасность окружающей среды. ("Пермские новости", 2003, 18 июля, с.3).

Сплошная завеса молчания, которая окружала возвращение "ракетной темы" в Прикамье, начала таять. По инициативе Пермской гражданской палаты, которую возглавляет Игорь Аверкиев, в областном дворце молодежи состоялся первый "круглый стол" общественности по утилизации ракет на территории области. ("Пермские новости", 2003, 18 июля, с.3).

Этот выпуск "Экологического вестника" посвящен работе Куземьяровской основной школы по экологическому воспитанию и просвещению школьников. В 2003 году Куземьяровская школа выиграла грант в Ш областном конкурсе социальных и культурных проектов областной администрации (материал опубликован во втором выпуске "Экологического вестника за 2003 год"), школа имеет опыт экологической работы, который может быть интересен многим. (Материал предоставлен преподавателем Куземьяровской школы Аптраковой Миляушей Равилевной)

 

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ "ЭКОЛОГ"
КУЗЕМЬЯРОВСКОЙ ШКОЛЫ

В течение миллионов лет человечество развивалось в естественных природных условиях.

Авторитетные антропологические источники говорят о том, что древние люди, в отличие от современного человека, лучше видели, лучше слышали и меньше болели. Их органы чувств привыкали воспринимать природу такой, какая она есть. Их глаза никогда не видели "квадратных луж" и " треугольных яблок" их уши не слышали и самолетного гула, и шума буровой вышки, их руки не соприкасались с пластмассой и химикатами. А мы сегодня практически разучились понимать природу.
Развивая экологическое направление в школе, мы помогаем детям осознать себя частью природы.
Мы начали работу с экологического дизайна в школе, работает экологический кружок, летом действует трудовой экологический лагерь.
Внеклассная работа- это экологические экскурсии на учебных экологических тропах , а в среднем и начальном звене - организация и проведение трудового экологического лагеря, школьных экологических конференций, организация экологического месячника.
Например, апрель - месячник экологии, май- проведение экологических экскурсий , июнь- работа экологического лагеря, сентябрь-октябрь - работа на пришкольном участке и проведение экскурсий на учебных экологических тропах , ноябрь - организация и проведение конференции по итогам работы за год.
В школе создан экологический Совет, есть "министр" по охране природы, в каждом классе - эколог. Все они контролируют экологическую работу в школе.
Время требует от руководителей образования и от каждого учителя осознания новых реальностей и соответствующего этой реальности изменения педагогической деятельности. Для учителя особенно важен тот факт, что потребность общения школьника с природой должна быть связана с другой потребностью - ее сохранения, сбережения и защиты. С целью формирования ответственного отношения к природе учитель обращает особое внимание на следующие мотивы: гражданско-патриотические, основанные на желании приумножать богатства родной природы; гуманистические, выражающиеся в стремлении проявлять добро, сострадание по отношению к живому , желание защитить; эстетические ,проявляющиеся в потребности сохранять красоту природной среды ,ее эстетическую выразительность; познавательные, связанные с пониманием сложных связей общества, человека и природы; экономические, основанные на признании природы как источника ресурсов для устойчивого развития.
Аспекты содержания экологического образования:
Научный -обеспечивает развитие научно-познавательного отношения к окружающей среде.
Ценностный -определяется универсальным значением природы и здоровья человека для общества, личной значимостью для каждого жителя Земли.
Нормативный - ориентирован на овладение системой моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.
Деятельностный - включает виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, развитие волевых качеств учащихся.
Цель: Становление экологической культуры как культуры потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности потери природной средой жизнепригодных качеств.

Задачи:
1. Создать условия для единства обучения, воспитания и развития школьников на основе экологического отношения к окружающей среде, к людям и обществу в целом.
2. Строить внеклассную и внешкольную работу как продолжение , дополнение и углубление работы по экологическому образованию ,получаемому на уроках.
3. Организовать работу с родителями на основе идеи сотрудничества семьи и природного окружения.
4. Систематически работать с учителями, повышая уровень их внимания к экологическому образованию.

Реализация программы - 2001-2002 годы:
1. Внедрение программы реализации концепции в учебную, внеклассную и внешкольную работу.
2. Планомерная работа самоуправления школьников по изучению природного и культурного наследия деревни совместно с педагогами и родителями.
3. Подведение итогов и оценка успешности экологического образования с помощью разнообразных диагностик.
4. Экологические операции:
Осенний тур:
1. "Зернышко" (Сбор корма для птиц на зиму).
2. "Земля-кормилица" (Посадка деревьев и кустарников).
3. "Деревня -наш дом" (Уборка мусора, листьев в саду).
4."Маленькие труженики большого леса" (Работа в орешнике, уборка территории).
Зимний тур:
1. "Кормушка" (Развешивание кормушек и регулярная подкормка птиц).
2. "Елочка" (Патрулирование территории орешника, чтобы не допустить вырубки елочек).
3. "Полынья" (Помощь рыбе, обеспечение доступа под лед кислорода).
Весенний тур:
1. "Первоцвет" (Охрана подснежников и исчезающих растений).
2. "Малым рекам чистоту и заботу" (Расчистка русел рек, очистка реки возле своего дома).
3. "Знать, беречь, множить" (Посадка деревьев, кустарников и цветов).

Начиная с малого, прививается детям экологическое мышление и экологическое сознание. То, что ребенок сделал своими руками, он не разрушит и ему не захочется стрелять из рогатки по птицам, которым он помог зимой, или рвать цветы с клумбы, которые посадил сам.


"Н У С Л А Н Д И Я"


В 2000-2001 учебном году при муниципальном образовательном учреждении "Куземьяровская основная школа" создано объединение "Нусландия", работающее в экологическом направлении. "Нус"- по-немецки - орех , значит "Нусландия" - ореховая страна.
Население села Куземьярово заинтересовано в защите и охране орешника. Школа как главный культурный центр в деревне ведет пропагандистскую и практическую работу по охране памятника природы "Куземьяровский орешник".
Ежегодно весной и осенью совместно с лесхозом ведется работа по восстановлению орешника. Школа имеет потенциал для организации и проведения восстановительных работ в Куземьяровском орешнике, имеет возможность для просветительской работы среди учащихся и населения района по экологическому направлению.
Развивая экологическое направление в школе, мы помогаем детям осознать себя частью природы. Мы начали работу с экологического дизайна в школе. Известно, как плохо влияют на зрение наши белые монохромные зимы. Снежной зимой так не хватает пестрых и сочных летних красок. Экологические картины- фотографии, развешанные по школе, помогают снять напряжение. Но самым важным в экологическом дизайне, несомненно, является коллективное творчество учителя и ученика, именно в этом творчестве рождается самое большое чудо - понимание природы. Дети охотно создают своими руками экологические картины, рисунки, озеленяют школу и классы.
У каждого класса в школе есть право на экологическое формирование и выражение через любую форму. Учащиеся являются основными экологическими проектировщиками школьного интерьера.
Работает у нас и экологический кружок. Есть своя программа, ориентированная на изучение состояния Куземьяровского орешника.
Летом действует трудовой экологический лагерь. В работе лагеря много плюсов. Он помогает приумножать богатство природы. Каждый год сажаем деревья, ведем работу по очистке реки Амзя и родников. Два года подряд вели большую работу в орешнике.
Заключаем с работодателем договор, составляем смету и акт приемки выполненных работ, заработанные деньги вкладываем в экологическое оснащение классов и школы.
Сам орешник имеет площадь 71 гектар. Территория представляет собой склон междуречной поверхности рек Малая Амзя и Большая Амзя. В связи с тем, что этот памятник природы расположен очень близко к населенному пункту, каждый человек имеет к нему какое-то отношение: кто-то рубит лещину при сборе орехов, вытаптывает подрост, а кому-то эти территории даны под сенокосы
Наша главная цель - сохранить этот памятник природы. Одним из путей решения противоречий между природой и человеком является сохранение природных комплексов через организацию особо охраняемых природных территорий. А именно в 2003 году основным элементом реализуемого проекта является прокладка экологической тропы, установление предупредительных знаков. Протяженность тропы будет 3 километра, это 1,5 часа пути, будут организованы 12 остановок на тропе.
С прокладкой экологической тропы мы надеемся на появление интереса к получению экологической информации, стремления и желания разобраться в создавшейся экологической проблеме, приобретение основных туристических навыков.

ДОКТОР "ОРЕХ"

Предлагаем Вашему вниманию рецепты использования ореха (лещины) в народной медицине, опубликованные в вестнике "ЗОЖ" за 2003 г. ,№ 6.

Отвар сухих листьев ореха или кожуры - 2 ст. ложки на 0,5 л. кипятка; настаивать ночь. Пить 3 раза в день за 10-15 минут до еды при воспалении простаты, геморрое, воспалении печени и почек, при вялой перистальтике, ленивом желудке и отсутствии аппетита.

Спелые ядра ореха- по 4-5 штук во время еды -полезно употреблять при анемии с медом, гипертонии, атеросклерозе, почечнокаменной и желче-каменной болезни.

При сахарном диабете утром натощак употреблять 1 стакан парного молока (можно любого), запивая им 1 ст. ложку размолотых ядрышков ореха.
При несахарном диабете - 10 ядрышков с добавлением 1 чайной ложки меда и 1 чайной ложки яблочного уксуса - утром натощак. Запить изотоническим раствором: 9 г соли (неочищенной каменной) растворить в 100 г воды (лучше талой).
3-4 поджаренных ядрышка ореха размолоть в порошок на кофемолке. Вынуть из сваренного вкрутую яйца два желтка, подсушить их и растереть в порошок на раскаленной сковородке (чистой, без жира). Ядра в порошке смешать с желтками в порошке и еще раз хорошенько растереть все в деревянной или фарфоровой ступке и добавить 1 кофейную ложку желтого порошка йодоформа в уже холодную массу. Тоненьким слоем нанести такую массу на трофическую язву, очищенную от некротических наслоений перекисью водорода, и 1-1,5 часа не забинтовывать. Затем прикрыть стерильной салфеткой и забинтовать надвое суток.

Мазь из пыльцы мужских цветков, собранных в сережки. Орешник выбрасывает их в марте-апреле. Собирают сережки осторожно, срезая их ножницами в подставленный бумажный мешочек. На 100 г выжатого из ядер орехового масла - 1 стакан сережек. Томят на водяной бане 2,5 - 3 часа, остужают. Сырье отжимают, подогревают снова до 70 градусов и вливают 1/5 часть растопленного пчелиного воска из сот, хорошенько размешивают до однородной массы, еще раз процеживают через марлечку и вливают в баночку, охлаждают.
Применяют такую мазь при геморроидальных шишках, смазывают ею воспаленные вены, накладывают повязки на трофические язвы, делают тампоны на эрозивную шейку матки, вкладывают тампоны в прямую кишку при простатите. Собирать сережки рекомендуется в ясные дни, чтобы три дня до этого не было дождей. Если нет возможности достать масло из ядер орешков лещины, можно использовать масло кедровых орешков (продается просто в магазинах или же в аптеках).

Водный настой, отвар из коры идет на примочки узлов варикозных вен, на синяки при пери флебитах; внутренне - при "трясовицах", горячках различной этиологии.
Рекомендуется настой из молоденьких, еще не совсем сформировавшихся ореховых листочков в сухом виде из расчета: 2 ст. ложки порошка на 0,5 л кипятка. Настаивать ночь и принимать ? стакана 3 раза в день до еды для очищения мочевых путей. Курс лечения-40 дней, перерыв -две недели.
Так же собирают листья в период формирования зеленых орешков вместе с зелеными обвертками ядрышков молочной зрелости, сушат обычным способом, дробят и настаивают ночь из расчета 2 ст. ложки сырья на 0.5 л. кипятка. Пьют по ? стакана при кровохаркании, почечных камнях и поликистозе, а также вздутиях живота и метеоризме, для увеличения молока у слабых матерей-кормилиц.

Порошок из ядрышков спелых орехов смешивают со свежими белками куриных яиц - 1 ст. ложка порошка и 2 ст.ложки белка сырых яиц- хорошенько растирают , и такая масса накладывается на ожоги.
Сухой перегонкой древесины орешника получали лечебную жидкость, которую использовали при лечении экземы в отечественной медицине. Называлась такая жидкость "Лесная".

На Псковщине несколько веков тому назад готовили настойку из скорлупок зрелых лесных орехов на хлебном вине (очевидно, подразумевается пшеничная водка) : 100 г скорлупок заливали 1 литром так называемого хлебного вина, пробку скрепляли сургучом и настаивали 21 день в темном месте. Пили по столовой ложке 3 раза в день перед едой " при пучеглазии (очевидно, от базедовой болезни), при катаре желудка и кишок, при ядухе (очевидно, бронхит, астма), при кровохаркании, от жировых шишек по телу, при обильных кровях после родов и родовых горячках- трясовицах, при заражении крови и червях ленточных, при солитерах, при вспучивании чрева и гнилости его, при дурном дыхании бездны изо рта, при болях в зубах и челюстях. Закапывали в ухо по капле при тугоухости, натирали больные суставы при ревматизме", - упоминается в "Полном русском словаре-травнике и цветнике", составленном по новейшим ботаническим и медицинским сочинениям врачей Е.Н.Залесовой и О.В. Петровской, том.3, Издание А.А.Каспори, С.-Петербург, Книжный склад Родины, Литовская ул., соб. д.№114,1900 г.

Главная/Барда районы/Природа района. Экологический вестник
первый сайт Бардымского района
© 2003, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz