Археологические раскопки у деревни Кудаш
Тайны земли нашей
Прикамье, в том числе наша бардымская земля хранят еще много исторических
тайн. К примеру, кто были люди, основавшие в далекие времена поселения
вблизи нынешних Барды, Елпачихи, Куземьярово, откуда они родом и куда
исчезли потом? Об этом есть и исторические материалы, в том числе наших
местных авторов, многое вроде уже исследовано. Но многое еще и предстоит
изучить. И каждая находка, дошедшая до нас из глубин истории, играет большую
роль в раскрытии этих - тайн.
И археологи исторического факультета Удмуртского государственного университета
ведут раскопки в нашем районе именно в этих целях. Бардымский отряд Камско-Вятской
экспедиции этого университета занимается серьезными исследованиями уже
около двух десятков лет. "Серьезными" означает глубокими, подробнейшими.
Ижевские историки в прямом смысле проникают в глубь земли, изучают древние
курганы, городища.
Отряд ведет раскопки в захоронении вблизи деревни Кудаш. Беседуем с руководителем
- кандидатом исторических наук Д.А. Саланговым.
- Мы приехали в начале июля, среди нас есть и историки-археологи, и студенты
исторического факультета, и даже школьники. Всего нас больше пятидесяти
человек, - говорит Дмитрий Александрович.
Здесь следует оговориться: о том, что ижевцы начали раскопки в Кудаше,
мы как-то уже писали.
Какова же причина нынешнего приезда такого большого отряда?
- Во-первых, хотим воспользоваться благоприятными погодными условиями,
- продолжает наш собеседник. - Но есть и другая причина: этот курган-могильник
уже десятый раз подвергся разграблению, поэтому решили ускорить работы.
"Черные археологи", как мы их называем, копают ямы в различных
местах могильника, ищут предметы древности, интересующие их, в особенности
из ценного металла, и уносят. И они даже не представляют себе, какой наносят
урон в изыскательских работах, думают только о своих интересах.
Пользуются современными металлоискателями и копают в местах, указанных
прибором.
А мы такими приспособлениями не пользуемся, каждый слой кургана вскрываем
лопатами, изучаем.
- Мы в газете уже писали, что, по сведениям ученых, могильник датируется
IV-V веками нашей эры. Подтвердилось ли это, какие еще тайны раскрыла
земля?
- Действительно, основан могильник в этих веках, и это подтверждается
многими находками. В истории этот период называется Великим переселением
народов. В этих удобных для поселения местах кто обосновался, на каком
языке они говорили, каков был их быт - пока об этом ничего сказать нельзя.
Однако известно: многие из осевших здесь - воины-завоеватели, рядом с
останками найдены и предметы вооружения, кольчуги. В двух местах захоронены
и кони, значит, в этих племенах был силен культ лошади. Тела захоронены
все в положении головой на юго-запад.
- А места их проживания найдены?
- Недалеко от Кудаша есть древнее городище. Умерших, видимо, доставляли
оттуда - напрашивается вывод.
- Откуда узнали, что здесь имеется могильник?
- Наши ученые еще в 80 годах начали исследовательские работы в Бардымском
районе. Вот тогда им и стало известно о древнем захоронении близ Кудаша.
- Вы ведете раскопки на большой площади, наверно, при раскрытии верхнего
слоя и техникой пришлось воспользоваться...
- Никакой техники. Археология- это такая наука, где все, говоря простыми
словами, основывается на знаниях и ручной силе...
Невиданные доселе археологические раскопки близ Кудаша продолжаются. Земля
раскрывает свои вековые тайны.
А в конце июля в Ижевске состоится большая международная конференция,
посвященная эпохе Великого переселения народов. Предполагается посещение
ее участниками Кудашского могильника. А приехать посмотреть и заняться
изучением здесь есть чего.
Э. УРАЗОВ.
"Рассвет", №58 (8613), 22 июля 2003г
Кудашевский могильник - памятник эпохи
Великого переселения народов в Среднем Прикамье
Некрополь расположен в Бардымском районе Пермской области. Могильник был
обнаружен отрядом КВАЭ в 1989 г. при проверке сведений, поступивших от
И.Имайкина (зав. РАЙПО Бардымского района) о том, что возле д.Кудаш есть
"старинное кладбище". С 1990 г. Кудашевский могильник исследуется
стационарно КВАЭ Удмуртского госуниверситета под руководством О.А.Казанцевой
(1990-1991, 1993-1994,1999гг.).
Памятник занимает невысокий выступ o правого берега. р.Большой Амзи, левого
притока р.Тулвы на юго-западе от д.Кудаш. Сохранилась небольшая залесенная
площадка с пятью курганными насыпями, остальная территория подвергается
распашке. Диаметр курганов от 8 до 18 м, высота от 0,70 до 1,60 м.
Погребальный обряд. Фиксируется два обряда захоронения:
курганный и бескурганный. Исследован 1 курган (4 погребения) и 50 могил
в грунтовой бескурганной части. Общая вскрытая площадь - 504,5 кв.м.
Могилы индивидуальные, располагаются короткими рядами. На площади раскопа
обнаружены находки железных предметов, обломки глиняных сосудов, отдельные
включения кальцинированных костей. Размеры могильных ям: длина - 1,42-2,60
м, ширина 0,48-1,45 м, глубина от 0,15 до 0,95 м. Форма ям - прямоугольная
с закругленными углами. Ориентация преобладает по линии ЮЗ-СВ (37,93%),
направление СВ-ЮЗ составляет 31 %, ВСВ-ЗЮЗ - 13,8 %, ССВ-ЮЮЗ - 16,9 %,
ЮЮЗ-ССВ - 3,45%. Антропологический материал имеет плохую сохранность.
Анализ остатков позволяет сделать вывод о том, что положение костяка совпадает
с ориентацией ямы (ЮЗ-СВ - 39 %, ЗЮЗ-ВСВ - 3,45 %). В погребениях высок
процент наличия тлена от деревянной конструкции (62 %). В деталях погребального
обряда (ориентация могил и костяков) отличий между захоронениями, совершенными
под курганной насыпью и в грунтовых ямах без кургана нет.
Вещевой инвентарь памятника. За исключением четырех погребений
в бескурганной части, все остальные имеют вещевой комплекс. По сопровождающему
умерших инвентарю отчетливо выделяются могилы с предметами вооружения
(железные мечи, кольчуги, панцирь, шлемы, наконечники копий, топоры) и
элементами поясной гарнитуры (бронзовые, серебряные, железные пряжки;
бронзовые накладки; серебряные наконечники ремней). Кроме того, антропологический
материал (пп. 5,7,8), по определению с.н.с. Института этнографии г.Москвы
к.б.н. Г.В.Рыкушиной, позволяет сделать заключение о принадлежности останков
этих погребений мужчинам в возрасте 20-25 лет. Несомненно, что это захоронения
воинов. Интересны погребения, в вещевом комплексе которых содержатся железные
косы-горбуши, иногда по 5 экз. в одной могиле (пп. 9,1.5). Своеобразно
выглядят на этом фоне ряд могил, в вещевом наборе которых содержатся украшения:
бусы, бисер; бронзовые подвески, пряжки, пронизки, накладки, браслеты,
гривны; предметы быта; глиняные сосуды и т.д. По составу инвентаря, вероятно,
они принадлежали женщинам. Погребения с жертвенными комплексами, которые
типичны для могильников раннего средневековья Прикамья, составляют 8 %
от числа всех могил.
Вещевой инвентарь памятника находит аналогии среди материалов раннесредневековых
могильников Прикамья. Специфический состав вещей (предметы вооружения),
биобрядность погребального обряда Кудашевского могильника близки материалам
некрополей Прикамья типа Тураевского I могильника (захоронения военачальников).
Предварительная датировка могильника - IV- V вв. н.э.
Кудашевский могильник является уникальным источником Прикамья, отражающим
сложный процесс взаимодействия этносов (местных и пришлых) в эпоху великого
переселения народов.
О.А.Казанцева,
к.и.н., доцент кафедры археологии и истории первобытного общества УдГУ
по этой теме предлагаем посмотреть на нашем сайте следующие материалы:
Памятники истории Бардымского района
|