первый сайт Бардымского района © 2003, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Milli gädätlär. Bäyrämnär

Главная/Барда районы / Древние традиции


ЯН,ГЫР БОТКА...
(КАША ДОЖДЯ)



В 1999 году экспедиция университета и областного краеведческого музея уже в шестой раз работала в Бардымском районе Пермской области. Преподаватели и студенты ПГУ, научные сотрудники ПОКМ изучали культуру и быт башкир и татар, живущих в бассейне реки Тулвы. Была середина июля, стояла жаркая погода, три недели не было ни одного дождичка. Дорожная пыль стояла клубами, так что за ее завесой не было видно ни дороги, ни домов на противоположной стороне улицы. От жары спасали только Тулва и ночная прохлада. Жаркая погода - не лучшее время для экспедиции. Хотелось укрыться где-то в тени, переждать зной. Но именно такая погода стала причиной того, что экспедиции крупно повезло. Тулвинские татары и башкиры про засуху говорят: "Небо просит барана" - и совершают жертвоприношение корбанлык, корбеннэк, корбан чалу, обряды карга боткасы (грачиная, воронья каша) и ян,гыр боткасы (каша дождя).


Уже в конце экспедиции, в воскресенье, сразу в двух деревнях - Тюндюк и Аклуши - старики решили совершить обряд жертвоприношения по случаю засухи. Перед участниками экспедиции стоял нелегкий выбор: в какую деревню пойти с единственной видеокамерой. После долгих споров решили - в Аклуши, тем более что с одной из женщин, совершавших здесь обряд, Гульчирой эби, ребята успели подружиться. В назначенный день на берегу реки собрались все участники обряда. Конечно, большинство - люди пожилого возраста, но были и дети: многие бабушки привели внуков.
На выбранной поляне уже стояли котлы, в которых будет вариться жертва дождю - баран, купленный на собранные со всей деревни деньги. На бараньем бульоне варили суп, который здесь же после совершения мусульманских молитв съедали все участники. Правда, барана зарезали заранее, еще в деревне, но раньше мулла совершал этот ритуал прямо на берегу реки.
После соответствующих приготовлений началась мусульманская молитва. Женщины сидели своим кругом, мужчины - своим. Главным распорядителем на жертвоприношении был местный мулла, а женский круг организовывала знакомая нам Гульчира эби. Молитва с прошениями Бога о дожде длилась долго. И казалось, все вокруг затихло, внимая размеренным словам.


Но самая большая неожиданность произошла, когда после молитвы и трапезы началась следующая часть обряда. Никто не должен был уйти сухим в деревню. И почтенные старики (а некоторых из них под руки привели на поляну), казалось, помолодели: с таким азартом они тащили друг друга к реке и бросали в воду. "Пострадали" и все участники экспедиции. Но обряд есть обряд, и никто не жаловался.
Вечером, посмотрев отснятый материал, участники экспедиции обсудили увиденное. Тулвинские татары и башкиры, проживая в отрыве от основной части своих сородичей, в окружении русского населения, сумели сохранить традиционную культуру. Она продолжает оставаться элементом современной жизни тулвинских деревень. Ведь все, что происходило, никто специально не организовывал, просто у сельской общины возникла потребность восстановить нарушенный порядок: принести жертву с просьбами о дожде, без которого не вырастет самое главное в жизни крестьянина - хлеб.
Пошел ли дождь, спросите вы. Да. К вечеру собрались тучи и стал накрапывать небольшой дождик. Но даже если бы его и не было, никто бы не усомнился в правильности и необходимости совершения обряда.

А. В. ЧЕРНЫХ,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Пермского областного краеведческого музея (ПОКМ)

Главная/Барда районы/Древние традиции
первый сайт Бардымского района
© 2003, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz