первый сайт Бардымского района © 2009, http://barda-perm.narod.ru/

Барда

 

Тарих. История

Главная/Барда районы /

 

РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО АДУТОВЫХ

Представляем вашему вниманию неопубликованные материалы выходца из нашего района - Рафаэля Адутова, любезно предоставленные сами автором для размещения на страницах нашего проекта.

 

Адутов Рафаэль Масгутович

Родился в 1948 году в селе Барда Пермской области.
Проживает в городе Набережные Челны. С 1992 по 1996 год руководил организацией "Ватан", которая являлась связующим звеном между диаспарами татар, проживающих за рубежом. Побывал в Японии, Китае, Турции, где организовал встречи с татарскими диаспорами.

 

 

Родословное древо

История жителей  Северной Башкирии, в том числе и Бардымского района Пермского края,  уходит корнями в далекое прошлое и является предметом острых дискуссий ученых разных школ. В спорах между ними постепенно вырисовываются картины событий давно прошедших времен, сохранившиеся в старинных летописных актах, различных оберегательных и жалованных грамотах царей и императоров, ревизских сказках…

Многочисленные группы исследователей ежегодно увозят в университеты Ижевска, Уфы, Казани найденные в Бардымском районе археографические источники прошлых времен. Ведутся археологические (активно и «черными» археологами) раскопки – на основе информации о городищах, курганах, охотно указываемых местными жителями.      Издаются многочисленные книги, монографии. В связи с этим нельзя не упомянуть о самоотверженных трудах бардымских  краеведов Амира Фатыхова и Равиля Валиуллина, которыми собран и обобщен огромный фактический материал по истории, археографии, археологии, этнологии, этногеографии, топонимике  и  географии    края. Благодаря  их исследованиям история края приобрела широкую известность  далеко за своими пределами, стала достоянием башкирской и татарской общественности.

 

Местные первобытные артефакты

У наших предков существовала традиция составления родословного древа семейно – фамильных родственных связей. Многие рода тюркских народов имеют  родословные, уходящие корнями в далекое прошлое. Являясь источником сведений о жизни прежних поколений, родословная  сохраняет память о них. Знание своего   места  в  цепи семейно – родственных связей порождает  чувство сопричастности к роду, способствует  укреплению единства  членов рода.  Обеспокоенность и неудовлетворенность, отсутствие круга друзей и возникающее иногда острое чувство одиночества компенсируется сознанием того, что человек не одинок в этом мире, что он принадлежит к определенной группе, роду.


Семья Муллазяна Адутова

Компактное проживание членов рода на определенной исторической территории создаёт условия для сохранения этнографического ядра, способствует  воспроизводству психологии рода,  обладающего исторической памятью*. Необходимо сформировавшись в недрах родового строя  историческая память, формируя особое самосознание, влияет на сохранение обычаев и традиций. Воспитывает чувства  любви и привязанности к территории  исконного проживания. Устанавливая и расширяя взаимодействие личности с  социальным окружением (историко-культурной средой), родословная способствует  повышению потенциала среды, что в свою очередь влияет на развитие личности.

В числе многих и наши родственники, увлекшись идеей восстановления родословного древа,  с энтузиазмом приступили к поискам материалов, изучению многочисленных источников.

Нельзя не упомнить нашего отца – Масгута  Гарифзяновича  Адутова, постоянно напоминавшего нам, что «каждый человек должен знать своих предков». Он дал много  сведений о родословной, текст которой был уничтожен под дулами винтовок «комитета бедноты» во второй половине августа 1923 года. Сообщая об этом акте вандализма, отец рассказал, что пергаменты, сваленные грудой высотой в человеческий рост и обложенные березовыми дровами, сгорели лишь на третий день. 


Справа – налево:  Фрида, Диляра, Ян, Лилия Зиганшины, Римма Ибрагимова
(Зиганшина), Масгут  и Рауфа Адутовы, Раиса Зиганшина (Адутова)

В числе уничтоженных средневековых манускриптов была и тысячелетняя родословная, написанная на воловьих шкурах размером с письменный стол и толщиной примерно сорок сантиметров. Документы  сожгли  во  дворе  имама  Гарифзяна.

Из рассказов нашего отца Масгута Адутова, ссылавшегося на уничтоженный текст родословной: « Наши предки пришли в долину реки Тулва в 11 веке. Это произошло летом, «когда все луга были покрыты цветами».  В те далекие от нас годы в долине еще сохранились редкие поселения удмуртов. Вожди удмуртов добровольно, без кровопролития, уступив левобережье реки Кама, поставили только одно условие: пришельцы с юга должны были дать обязательства не оскорблять могилы предков удмуртов, расположенные  в святилище на склоне холма близ устья реки Барда, неподалеку от селения Арзян -  в переводе «Души аров». По поводу соглашения, на  поле -  у  слияния  рек  Тулва  и  Барда  были устроены торжества, на которых обе стороны обменялись невестами. Потомки этих браков назывались у нас «Ар зыя»( лар), что  впоследствии трансформировалось в фамилию «Арзыев».

На склоне холма, на правом берегу реки Тулва, у слияния с рекой Барда, находилось древнее святилище удмуртов с ритуальными захоронениями. Покойники хоронились в больших кувшинах в  сидячем  положении. Там же имелись предметы быта, оружие.  Известно о раскопках, проводимых здесь в 1939-1940-х годах группой археологов из Ленинграда (?) и прекратившихся с началом Великой Отечественной войны.



Рафаил АДУТОВ

19.03.2009

Главная/Барда районы/
Первый сайт Бардымского района
© 2009, http://barda-perm.narod.ru/
Hosted by uCoz